Інформаційно-аналітичний портал

Незалежного банківського рейтингового агентства

Independent bank rating Agency

Передбачити - означає керувати!

СВІЖИЙ НОМЕР
Смотрите телевизионные новости на портале ibra.com.ua   Курсы НБУ по состоянию на 1 октября - 100USD/UAH 2129.5636▼ 100EUR/UAH 2385.7501▼ 10RUB/UAH 3.2396▼ Курсы ЦБ РФ по состоянию на 1 октября - USD/RUB 65.7364▼ EUR/RUB 73.776▼ 1UAH/RUB 3.08549▼ Курсы ЦРБ ДНР по состоянию на 1 октября - USD/RUB 65▲ EUR/RUB 72.9495▼ 1UAH/RUB 2.6▼ Курсы ЦРБ ЛНР по состоянию на 1 октября - USD/RUB 65.7364▼ EUR/RUB 73.776▼ 10UAH/RUB 30.8549▼   В элитные госдачи в Пуще-Водице и Конче-Заспе начали пускать квартирантов В Украине начали действовать зимние тарифы на газ. Кто будет платить вдвое меньше Журналисты узнали, к чему приведет закрытое небо между Украиной и Россией Украинцев под Иловайском захоронили в секретных братских могилах - санитар Российские войска в Сирии понесли первые потери: повстанцы сбили штурмовик "Су-24" ВВС Звезды обещают яркий и насыщенный месяц. Гороскоп для всех знаков Зодиака на октябрь В России назвали условие, при котором вернут Савченко в Украину   Читайте и смотрите самые свежие новости на страницах интернет-издания КУРС ДНЯ информационно-аналитического портала НБРА-IBRA Уважаемые гости, единомышленники и друзья, добро пожаловать на наш Форум портала НБРА-IBRA!  

Головне меню

Мы в соц.сетях

Лента финансовых новостей в формате RSS Стена на Facebook


Проблемы оценки финансового состояния коммерческих банков

В современных условиях вопрос о надежности и устойчивости отечественных банков приобретает особое значение. Их трудное финансовое положение, с одной стороны, и необходимость расширения инвестиций в экономику, с другой стороны, в известной степени обостряют проблему, превращают ее в один из наиболее актуальных теоретических и практических вопросов национальной экономики. Надежность и устойчивость банков - это не только атрибут современной политики их выживания, но и стратегия развития кредитных учреждений. От того, как будут развиваться коммерческие банки, во многом зависит успешность проведения на Украине экономических реформ.


Банки являются частью единого экономического организма, одним из важнейших секторов экономики. Финансовое состояние банков и экономики в целом - это два сообщающихся взаимосвязанных сосуда, от того, как обстоят дела в каждом из них, зависит не только их собственное развитие, но и развитие общественных отношений в целом.


Известно, к примеру, что эффективное развитие банков положительно сказывается на инвестиционной активности, в целом на экономическом росте. С другой стороны, эффективность функционирования банков в значительной степени зависит от состояния экономики и в особенности ее производственного сектора, поскольку в условиях кризиса и спада инвестиционной активности основной центр тяжести деятельности банков смещается в сторону проведения спекулятивных высокорискованных операций.

 

Банкротство одного крупного банка, не говоря уже о подрыве всей банковской системы, имеет глубокие последствия для экономики страны или группы стран в целом. Являясь центром опосредования экономических отношений всех хозяйствующих субъектов, банковская система обладает  огромным резонирующим потенциалом, способным взорвать социально-экономическую ситуацию в стране.


В силу этого надежность конкретного банка и всей банковской системы является предметом особой заботы органов государственной власти и объектом пристального внимания всей общественности.


Надежность коммерческих банков всегда была предметом особого беспокойства для акционеров, вкладчиков, органов контроля и регулирования, так как банковские банкротства оказывают, по-видимому, более неблагоприятное воздействие на экономику, чем банкротства других типов предприятий. Надежность имеет важное значение для акционеров, ибо убытки банка, если они приняли серьезные масштабы, могут нанести ущерб их вложениям. Потеря вклада затрагивает многочисленные сбережения вкладчиков и оборотный капитал многих фирм. Убытки банков подрывают доверие к ним, а это ощущается и в других секторах экономики.


При всей важности данных замечаний дело этим не ограничивается. Известно, что банки являются центрами ликвидности. Это означает, что банк существует постольку, поскольку он удовлетворяет потребности своих клиентов в дополнительных денежных средствах и капиталах.


Клиенты идут в банк, так как надеются, что именно в нем как центре ликвидности они получат подкрепление в виде платежных средств, необходимых для выполнения своих финансовых обязательств. Разрушение этого центра подрывает ликвидность предприятий, может привести к их финансовому краху.


Банки являются не только центрами ликвидности, но и центрами финансовых услуг. Это означает, что банки выполняют значительную работу по перераспределению капиталов, управлению имуществом и денежными средствами, предоставляют консультационные и многочисленные другие услуги. Снижение деловой активности банков неизбежно приводит к сокращению банковского продукта, снижает возможности хозяйства по производству материальных благ. Поэтому не удивительно, что общество, стремящееся к развитию, к повышению эффективности своей деятельности, неизбежно обращает внимание на развитие банковского сектора, на надежность своих кредитных учреждений.


Так что же понимается под надежностью и устойчивостью коммерческого банка? Прежде чем будет предложено определение, обратимся к терминологической стороне вопроса, а также к другим наукам, где надежность и устойчивость являются объектами пристального изучения уже на протяжении нескольких столетий.


Наиболее ёмкую характеристику термина "надежный" можно встретить у С.И.Ожегова, который интерпретирует его как: 1) внушающий доверие; 2) прочный, с трудом поддающийся разрушению, порче, крепкий; 3) хорошо работающий; 4) постоянный, не прекращающийся, рассчитанный на долгий срок, не временный; 5) стойкий, держащийся твердо, не колеблясь, не падая, восстанавливающийся после незначительного отклонения.


Исследование проблемы надежности приобрело особое значение в условиях бурного развития научно-технического прогресса. Данная категория стала широко использоваться в различных отраслях науки и техники.


Надежность - комплексное свойство технического объекта (прибора, устройства, машины, системы); состоит в его способности выполнять заданные функции, сохраняя свои основные характеристики (при определенных условиях эксплуатации) в установленных пределах. Надежность охватывает понятия: безотказность, долговечность, ремонтопригодность и сохраняемость. Показатели надежности - вероятность  безотказной работы, технический ресурс, срок службы и др.


Надежность довольно часто дополняется характеристикой устойчивости объекта.


Устойчивость сооружения - способность сооружения противостоять усилиям, стремящимся вывести его из исходного состояния статичности или динамического равновесия. Устойчивость транспортных машин - способность машин противостоять внешним силам, стремящимся отклонить их от заданного направления движения.


Чаще всего категория устойчивости применяется как характеристика сложных динамических систем, подверженных влиянию большого числа факторов, в том числе факторов со случайными характеристиками. Поскольку коммерческий банк также является сложной динамической системой, функционирующей в изменяющихся условиях рыночной среды, его необходимо рассматривать с точки зрения системного подхода. Одним из важнейших требований к такой комплексной системе является обеспечение ее надежности, или состояния устойчивого равновесия в условиях воздействия внутренних и внешних факторов. Именно это обстоятельство дало возможность определить ее как их качественное состояние и как состояние диалектического равновесия, при котором реализуется достижение и укрепление прочности, постоянства и доверия, как неподверженность разрушению.


Использование термина "устойчивость" наряду с термином "надежность" вполне справедливо.


Владимир Даль определяет слово "надежный", как "подающий верную надежду; верный, несомненный, прочный, твердый, крепкий; на что или на кого можно положиться, что не обманет".


Термин "устойчивость" происходит от слова "устаивать, устоять против кого, чего, - стоять твердо, выстоять, успешно противиться силе, выдержать, не уступить...Устойчивый, стойкий, крепкий, твердый не шаткий".


При всей схожести терминов (оба они апеллируют к понятиям "твердый", "крепкий") они отличаются друг от друга, в связи, с чем вносят в понятие "надежный банк" и "устойчивый банк" некоторые нюансы, которые мы рассмотрим далее.


Понятия  надежности  и  финансовой  устойчивости банков являются дискуссионными. С точки зрения  макроанализа  (например,  всей  банковской  системы Украины) корректнее использовать термин «устойчивость»,  в  то  время  как финансовое состояние  конкретного  банка-контрагента  правильнее  определять понятием «надежность». Понятие надежности можно свести к трем взаимосвязанным и неотъемлемым составляющим: прочность, постоянство существования и уверенность исследователя. На мой взгляд под надежностью  (или  устойчивостью)   следует   считать   такое   качественное состояние банка, при котором он будет нормально  продолжать  свою  работу  в будущем.


Прежде всего заметим, что восприятие надежности банка может быть не одинаково с позиции различных сторон. "Надежный банк" с позиции клиентов банка, самого банка (его акционеров, сотрудников) и общества не равнозначно.


С позиции клиентов банка, его вкладчиков "надежный банк" больше соотносится с убеждением в том, что банк выполнит перед ним свои обязательства (по Владимиру Далю, "что не обманет"). Известно, что в современных условиях для вкладчиков это имеет особое значение. Вкладчики, поместившие свои сбережения в банки-банкроты, оказываются обманутыми в своих надеждах, теряют и без того невысокие доходы.


Восстановление доверия граждан к отечественным банкам представляет собой национальную задачу и что от ее решения во многом будет зависеть будущее развитие украинской банковской системы.


Несколько иные оттенки понятие "надежность" имеет с позиции самого банка. Однако и здесь не все однозначно. К примеру, акционеры банка, инвестируя в банковскую деятельность свои капиталы, полагают, что их банк станет доходным местом помещения капитала, что именно здесь будет получена прибыль, равнозначная прибыли от вложений в другие секторы экономики. В целом они заинтересованы в достаточном доходе на свой капитал.


Другая позиция у сотрудников банка, которые заинтересованы в постоянной работе в данном кредитном учреждении, а значит, и в получении высокой заработной платы (известно, что зарплата банковского персонала не ниже, а зачастую несколько выше, чем в других отраслях народного хозяйства). Надежный банк, по их мнению, это такой банк, который дает им возможность быть несомненно уверенными в хорошо оплачиваемом трудоустройстве.


Взгляд на надежный банк со стороны общества может быть вполне представлен со стороны Национального банка Украины, являющегося общенациональным институтом, который заботится как о соблюдении интересов граждан и инвесторов, так и банковской системы. Надежный банк с общественных позиций обеспечивает сохранение баланса интересов, как банков, так и их клиентов. Надежный банк - это банк, которому верят клиенты, который обеспечивает соблюдение интересов клиентов и инвесторов, который содействует реализации как интересов вкладчиков, так и бизнеса, руководствуется принципами партнерских, взаимовыгодных отношений, проводит политику в интересах общественного развития.


Во всем этом чувствуется определенная соподчиненность. "Устойчивый банк", на мой взгляд, это более фундаментальное понятие. Оно первично по отношению к понятию "надежный банк". "Надежный" зависит от "устойчивости". Подавать "верную надежду" может только крепкий, стойкий, устойчивый банк. Если надежный - это не всегда устойчивый банк, то устойчивый банк - это всегда надежный.


С позиции клиента можно надеяться на то, что банк тебя не обманет, с позиции акционера или сотрудника банка можно надеяться на реализацию своих интересов, но это еще не означает, что эта надежда в полной мере соподчинена с подлинной устойчивостью.


Банк, будучи надежным, к примеру, может выполнить свои обязательства перед клиентом, но это будет идти вразрез с его устойчивостью, вызвать сокращение прибыли и даже привести к убыткам.


Не случайно в этой связи некоторые специалисты при анализе функционирования коммерческих банков апеллируют не к термину "надежность", а к термину "устойчивость".


Устойчивость коммерческого банка, - это способность банка в динамичных условиях рыночной среды четко и оперативно выполнять свои функции, обеспечивать надежность вкладов юридических и физических лиц и своих обязательств по обслуживанию клиентов. Положительная сторона подобного определения, на мой взгляд, состоит в том, что устойчивость банка рассматривается как основа, на базе которой обеспечивается надежность.


Современные принципы и методики оценки финансового состояния коммерческих банков были еще разработаны в разных странах с развитой рыночной экономикой еще в 30-е годы XX-го столетия. Они были основаны на экономической теории и практике, когда активно развивалась наука об оценке.


Сама оценка стоимости различных объектов собственности уходит своими корнями глубоко в классическую экономическую теорию: теорию предельной полезности, производства и факторов производства, эластичности спроса и предложения, эффекта дохода и эффекта замещения, условий равновесия и эффективности производства и т.д.


В 50-е годы нашего столетия в мировой практике появилась новая самостоятельная профессия – профессия оценщика, а уже в 80-е годы процесс развития оценочной деятельности вышел с национального на международный уровень. В первую очередь, это было связано с расширением деятельности международных финансовых институтов и интеграцией национальных рынков. Все это обусловило выработку единых международных стандартов оценки. В 1981 году был образован Международный комитет по стандартам оценки имущества (МКСОИ). Его основными задачами являются формулировка, публикация стандартов и практических рекомендаций по процедуре оценки, осуществление деятельности по распространению этих материалов в мировом масштабе, содействие их принятию и соблюдению национальными организациями.


Первоначальный импульс заинтересованности украинского общества в специальности оценщика был связан с необходимостью приватизации большой части государственного имущества. Оценка по предполагаемой доходности государственного имущества, - является оценкой стоимости бизнеса, как суммы будущих доходов от него с учетом их дисконтирования. Сделать это могли только специально подготовленные профессионалы в области оценочной деятельности.


В теории и практике современного банковского дела, а тем более, банковского дела на Украине, понятие оценки встречается теперь довольно часто. Оцениваются всевозможные риски и эффективность работы коммерческих банков, их надежность и финансовая устойчивость. Оценивается правильность оформления, учета и отражения на балансе банковских операций. Оценивается место конкретного банка среди других коммерческих банков. Однако результаты таких оценок не всегда дают полного ответа на такой вопрос: “Сколько стоит данный банк или его активы, и какой допустимый риск можно позволить на проведение каких-либо финансовых операций с ним?”.


Потребность в рыночной оценке бизнеса, активов и пассивов коммерческих банков возникает тогда, когда они становятся потенциальными или реальными объектами рыночных процессов и сделок. Оценка бизнеса коммерческого банка необходима для повышения эффективности управления и максимизации ценности банковской организации. Регулярную оценку и анализ финансовой деятельности коммерческих банков следует проводить и в целях определения кредитоспособности организаций, в том числе и для проведения межбанковских операций.


Предварительная рыночная оценка коммерческого банка позволяет снизить риск не возврата межбанковского кредита или депозита, просрочки платежей и не допустить цепную реакцию банкротства на рынке межбанковского кредита.


Возрастает сегодня и потребность в оценке бизнеса коммерческих банков при инвестировании. Развитие рынка ценных бумаг порождает необходимость определения стоимости капитала коммерческого банка для инвесторов. Оценка здесь может производиться в целях определения цены акции или пакета акций для продажи или перепродажи, получения дохода, приобретения контрольного пакета акций, а также при размещении новых выпусков ценных бумаг коммерческим банком.


Оценка коммерческого банка может быть использована для анализа состояния стабильности коммерческого банка, и являться составляющим элементом в программе контролирующих и регулирующих органов, направленной на предупреждение ситуации ухудшения финансового положения коммерческого банка или даже банкротства. Оценка финансового состояния коммерческих банков становится в последнее время особенно актуальной в связи с участившейся практикой слияния и поглощения в банковской сфере. В тоже время, сам процесс слияния или поглощения происходит не обязательно вследствие банкротства или наступления ситуации, предшествующей банкротству, но и наоборот, причиной чаще всего являются будущие выгоды, так как платить по чужим долгам ни один инвестор не захочет.


В случае намерения о слиянии или поглощении обоим коммерческим банкам приходится прежде всего на подготовительном этапе проводить оценку собственного бизнеса, рассчитывать эффект от слияния или поглощения и, по возможности, оценивать будущую финансовую выгоду.


Оценка является очень эффективным приемом, используемым при проведении реструктуризации. Коммерческие банки, которые сами регулярно занимаются реструктуризацией бизнеса с целью увеличения собственного капитала, менее подвержены внешнему влиянию и поглощению сторонними организациями. Кроме того, такие коммерческие банки находятся в более выгодном положении при поглощении других финансовых организаций опять же с целью прироста рыночной стоимости собственного капитала. Оценка коммерческого банка возможна и в других случаях, например, при выдаче гарантий или поручительств, в целях налогообложения и в некоторых других случаях.


Помимо общих целей может возникнуть необходимость оценки отдельных видов активов, реже пассивов коммерческих банков, что свидетельствует о возможности существования специальных целей оценки отдельных групп активов или пассивов.


Таким образом, рыночная оценка стоимости коммерческого банка позволяет решить наиболее актуальные задачи, связанные с развитием коммерческих банков, с адаптацией их к непростым условиям современного украинского рынка.


Прогноз развития отечественной экономики и банковской системы на 2008-2009 гг.


Похоже, что темпы проведения важнейших структурных преобразований в отечественной  экономике несколько замедлились. Оставаясь заложником мировых цен на нефть, как у руководства страны, так и у экономического сообщества нет пока согласованных программ реформирования естественных монополий и банковской системы.


Между тем, отсутствие необходимых структурных изменений, особенно в условиях роста мировых цен на энергоносители, по мнению большинства экспертов, существенно замедлит темпы экономического роста страны в среднесрочной перспективе.


Важнейшей особенностью развития украинской экономики по-прежнему остается ее экспортно-сырьевая направленность. Однако сейчас гривна укрепляет позиции, в то время как масштабные процессы импортозамещения в Украине так и не получили развития. Иными словами, сложились благоприятные условия для ввоза зарубежной продукции при отсутствии конкуренции со стороны местных производителей. Таким образом, большая часть потребительского спроса покрывается за счет импорта. Причина такого положения дел - в отсутствии механизма эффективного перетока ресурсов из сырьевых отраслей во все остальные.


Таким образом, важнейшей задачей Правительства Украины, по моему мнению, на 2008-2009 года должна быть диверсификация экономики.


Это означает, во-первых, развитие несырьевого экспорта, что должно привести к увеличению внутреннего спроса и стать источником непосредственного роста экономики. Во-вторых, импортозамещение, которое обеспечит переток капиталов из сырьевого сектора в обрабатывающие отрасли и увеличение прямых иностранных инвестиций. В-третьих, опережающий рост «новой экономики», характеризующейся высоким вкладом интеллектуальных услуг, что повысит конкурентоспособность отечественных товаров.


Описание мер по стимулированию названных направлений - основное содержание среднесрочной программы социально-экономического развития страны. В числе главных инструментов должна быть налоговая реформа. Ее предлагается проводить так, чтобы снижение налогов стимулировало инвестиции в различные сектора экономики, а также малый и средний бизнес. Поддержке последнего будут способствовать административные преобразования. Коррупция и бюрократические барьеры мешают росту предпринимательской активности. Поэтому, если Правительство возьмет курс на разработку законов «прямого действия», это позволит избежать ограничений в результате изменений нормативных документов министерств, ведомств и т.д.


Кроме того, сокращение бюрократического аппарата приведет к снижению бюджетных расходов государства. На оптимизацию госзатрат и дальнейшую либерализацию экономики в целом направлены также реформы армии, ЖКХ и естественных монополий.


Проблемы, оценка, финансовое состояние, коммерческие банки

На все эти преобразования, безусловно, нужны деньги. Аккумулятором средств для развития экономики являются коммерческие банки.


Сейчас приоритетным направлением их деятельности является кредитование реального сектора экономики. В среднесрочной перспективе структура банковских займов останется довольно устойчивой. Однако основная их доля, как предсказывают эксперты, по-прежнему сконцентрируется в экспортносырьевых производствах - около 40% от общей задолженности основных отраслей экономики. Таким образом, темпы развития отечественных банков в значительной степени останутся в зависимости от доходов экспортеров и в конечном итоге от конъюнктуры мировых цен на сырье. В то же время обрабатывающая промышленность, ориентированная, главным образом, на внутренней рынок, будет ограничена в кредитных ресурсах, что, безусловно, замедлит темпы экономического роста на Украине.


Прогнозируя развитие банковской системы до 2009г., можно предположить дальнейшее развитие розничного бизнеса банков как основного источника кредитных ресурсов. При этом конкуренция будет идти не только по процентным ставкам, но и по количеству и качеству банковских продуктов пластиковые карты, потребительское кредитование, доверительное управление средствами вкладчиков, международные переводы. Более того, продолжится наметившаяся тенденция «удлинения» депозитов и, в частности, вложений населения.


В целом же уровень рисков в отечественной банковской системе сейчас достаточно высок. Это связано как с большим числом некачественных заемщиков, так и с опережением роста кредитования над его обеспечением депозитами. В среднесрочной перспективе можно ожидать снижения рисков. Это будет достигнуто за счет создания в стране бюро кредитных историй, усиления требований к качеству кредитного портфеля, ужесточения порядка взыскания задолженности по судам, введения системы раскрытия информации о собственниках банков.


Еще в 2007 году международное рейтинговое агентство Fitch Ratings опубликовало отчет, посвященный оценке рисков банковских систем 81 страны мира. Согласно отчета Украина оказалась в числе 16 стран с наиболее уязвимой банковской системой. Более того, по мнению Fitch Ratings, уже в ближайшем будущем Украина может оказаться в пятерке худших. По данным агентства, на данный момент наиболее ненадежны финучреждения Исландии, Ирландии, ЮАР, России и Азербайджана, который замыкает рейтинг надежности.


Примечательно, что аналитики Fitch Ratings считают, что слишком быстрый рост кредитования в ряде стран продолжает оставаться фактором, который ведет к формированию негативных тенденций в банковском секторе. Вероятность увеличения ненадежности банков отражает индикатор MPI (так называемый макропруденциальный индекс). В отчете приведены возможные направления изменения MPI в различных странах через шесть месяцев, в том числе и в Украине. Так, предполагается, что наша страна будет переведена из категории MPI2 в более низкую категорию MPI3 (см. "Матрица системных рисков...").


Причиной такого неутешительного прогноза послужило негативное развитие показателей банковской системы Украины с начала 2006г. Обеспокоенность аналитиков Fitch Ratings, в частности, вызывают очень высокие темпы роста потребительского кредитования на Украине. "Реальный рост объемов кредитования превысил 30-40% в 2005г. И хотя сейчас этот рост замедлился, но он все же не должен превышать 15%, чтобы страна соответствовала категории MPI2. Особенно это актуально для Украины. Несмотря на хорошие показатели реального обменного курса и рост цен на акции, Украина может быть перемещена в более рисковую категорию MPI3, на позицию между Россией и Азербайджаном".


Кроме того, аналитики предостерегают, что даже "умеренного усиления нестабильности" в Украине может оказаться достаточно для того, чтобы вызвать полномасштабный системный кризис в банковской системе.


Матрица системных рисков банковской системы, по данным Fitch Ratings

Индикатор

MPI2**

MPI3

BSI D*

Болгария, Венгрия, Индия, Казахстан, Коста-Рика, Литва, Румыния, Словакия, Турция, Украина, Хорватия

Россия

BSI E

Доминиканская Республика, Иран, Вьетнам

Азербайджан

*Индикатор банковской системы (BSI) используется для оценки качества или устойчивости внутреннего состояния банковского сектора. Шкала оценки BSI имеет уровни от "A" (очень высокое качество) до "E" (самое низкое качество).
**Макропруденциальный индикатор (MPI) дает оценку по шкале, имеющей уровни от 1 (низкий) до 3 (высокий). Этот индикатор указывает на то, в какой мере тенденции роста объемов кредитования, цен на активы и реальный обменный курс валют влияют на уязвимость банковской системы.

 

Аналитики отечественных инвестиционных банков подтверждают мрачные прогнозы кредитного агентства Fitch Ratings. При этом они также считают, что основной причиной роста рискованноости отечественной банковской системы выступает непомерное увеличение объемов кредитования.


Сейчас каждый банк пытается завоевать рынок потребительского кредитования. В то же время на Украине недостаточен уровень платежеспособности населения. Бюро кредитных историй только начинают зарождаться. Все банки пытаются показать рост активов, а кредитоспособность населения не растет адекватными темпами. Я считаю, что с существующими темпами роста кредитных портфелей создается повышенная зона риска для банковской системы. Сейчас банки наращивают клиентскую базу для выдачи кредитов. А для того чтобы отследить качество кредитов, нужны специальные институты, которые в Украине сейчас только зарождаются.


Более того, некоторые финансисты уверены, что ситуация, в которую попала банковская система Украины, еще плачевнее, чем говорится в отчете. Ситуация даже хуже, чем в России. Важный индикатор - отношение суммы кредитов, выданных физлицам, к ВВП. Этот показатель в Украине больше, чем в России.


Как вы думаете, что случится с трехлитровой стеклянной банкой, если в нее попытаться запихнуть пять литров воды? Лопнет, наверное…Подобная ситуация предваряла кредитный кризис, который последний раз случился 2000-2002 гг. в Южной Корее.


Оценка межбанковского бизнеса


Межбанковский бизнес особенно актуален при привлечении и размещении временно свободных, краткосрочных финансовых ресурсов, является необходимым элементом в управлении ликвидностью коммерческого банка в целом.


Разработка и совершенствование новых методов, наиболее адекватно учитывающих современный этап развития банковского бизнеса в Украине, а также формирование эффективно работающего аналитического подразделения – в интересах не только конкретного банка, но и всей банковской системы в целом.


Обоснованное и своевременное закрытие лимитов на операции с проблемными банками позволяет избежать серьезных потрясений на межбанковском рынке. В современных условиях роль подразделения анализа и оценки рисков, и цена ошибок при установлении лимитов для любого коммерческого банка многократно возрастают.


Рекомендуемые ниже технологии нацелены на решение основных, взаимосвязанных задач финансового анализа – определение платежеспособности и надежности банков-контрагентов, что особенно важно в следующих случаях:

· целенаправленном выборе потенциальных банков-контрагентов;

· при принятии принципиального решения о работе с отдельным банком-контрагентом по любым операциям, связанным с кредитным риском;

· при расчете лимитов на банки-контрагенты по конкретным межбанковским операциям, на конкретные сроки и в конкретной валюте.


Применяемые в настоящее время в надзорной практике методы анализа работы коммерческих банков порой недостаточны и формальны, основываясь на обработке банковской отчетности. Хотелось бы отметить, что излишний формализм пагубен, бесконечное капание в банковских балансах, уточнения с точностью до копейки суммарных показателей оттесняют на второй план реальные причины происходящих явлений, т.е. реальные причины ухудшения состояния коммерческих  банков.


Выход может быть найден только за счет привлечения неформальных методов анализа коммерческих банков, в частности методов экспертного оценивания, имеющих широкое применение в мировой практике (примером может служить рейтинговая система Moody's Investor Services, Standard & Poor's, Fitch IBCA, CAMEL, Thomson Financial Bank Watch).


Развитие системы коммерческих банков на Украине все более настоятельно требует контроля, и даже вмешательства регулирующих органов и, прежде всего - главного для коммерческих банков – НБУ. При этом раннее предупреждение и выявление слабых звеньев в банковской системе всегда было насущной задачей.


Система контроля и надзора за коммерческими банками подразделяется на ряд относительно самостоятельных этапов, каждый из которых имеет свои отличительные черты. Поэтому выработать единый, “сквозной” для всех этапов показатель (систему показателей) практически невозможно. Между ними немало общего, но есть и специфические отличия, которые требуют адекватного инструментария для каждого этапа оценки деятельности коммерческого банка.


В связи с этим, там для начала решили временно “не замечать” формальных нарушений и не штрафовать банки. Между тем, эксперты отмечают, что НБУ борется уже с последствиями, а не с причинами проблемы. Дело в том, что сама идея привязки капиталов банков к иностранной валюте не лишена недостатков, что и создает почву для появления неконтролируемых рисков.


Такая практика привязки капиталов украинских банков к иностранной валюте оправдывает себя в условиях нестабильной инфляционной ситуации и значительных колебаний валютного курса, чего не наблюдается у нас уже на протяжении нескольких лет.


Кроме того, есть менее громоздкий, по сравнению с корзиной валют, способ избежать рисков, связанных со значительными колебаниями курса евро по отношению к доллару. Для этого следовало бы принять норматив минимального уставного капитала банков, на 15 - 20% ниже текущего - чтобы иметь запас для нивелирования колебаний курса евро/доллар.


В тоже время, темпы капитализации банковской системы отстают по сравнению с ростом их активов.


Тема ускоренной капитализации банковской системы является наиболее важной проблемой, которая встанет перед банками в ближайшие два года.


Как известно, сейчас главным ориентиром построения украинского банковского сектора принята консолидация коммерческих банков в мощные высококапитализированные учреждения. Это верный выбор, но не достаточный для формирования рыночной экономики. В результате за последние семь лет страна потеряла более 3500 сберкасс (банка "Украина" и Сбербанка), ограничив доступ большей части сельского населения к банковским услугам. Не нашли должной помощи со стороны государства муниципальные и кооперативные банки, играющие в западных странах ключевую роль в развитии малого и среднего бизнеса.


Для соответствия этим требованиям недостаточно наращивать количественные показатели, нужно искать новые подходы в самой организации работы. Этот процесс сложен для любого банка, и он может существенно поменять расстановку сил на рынке. Кто-то не осознает важности необходимых перемен, кто-то не сможет их грамотно реализовать, а кто-то завоюет дополнительные конкурентные преимущества и добьется «места под солнцем».


Банковская система может в полной мере разделить «ответственность» за достижения и неудачи национальной экономики, так как является не просто адекватной уровню развития экономических отношений, а постоянно выступала в роли «локомотива»  рыночных преобразований. Накопленная критическая масса аргументов за признание мировым сообществом Украины  страной с рыночной экономикой, равноправным торговым партнером, инвестиционно-привлекательным рынком связанна и с наличием конкурентноспособной, профессиональной, прозрачной банковской системы.


Наблюдая и анализируя банковскую систему Украины с 1999 года, можно отметить следующие достижения: банковская система становится все более открытой. Один из показателей подобной открытости состоит в том, что банки заинтересованы получить мнения экспертов со стороны. Банки стремятся к прозрачности, чтобы занять весомую конкурентную позицию в системе, которая постоянно развивается.


Сегодня коммерческие банки проявляют все больший интерес к розничному бизнесу. Еще в 2006 году по сравнению с предыдущими годами в структуре банковской системы Украины произошли качественные изменения, что оказывает значительное влияние на процессы внутри банковского сообщества. Рынок банковских услуг оказался в значительной мере свободным. На ведущие позиции стали выходить новые, ранее менее заметные игроки. В таких условиях в течение очень длительного времени новые лидеры могли наращивать объемы операций, не встречаясь с жесткой конкуренцией. Ныне лидируют крупные корпоративные банки, обслуживающие экспортеров, у некоторых из них подавляющая доля операций приходится на одного клиента-акционера.


Тем не менее, именно только развитие универсального бизнеса позволит коммерческим банкам в среднесрочной перспективе сохранить лидирующие позиции в банковской системе. Не случайно многие из новых лидеров заявили о своем желании стать розничными банками. Даже «иностранные» банки, ранее державшиеся подальше от затратных розничных программ, проявляют к ним все больший интерес.


В 2008 году между банками Украины может разгореться борьба за крупных корпоративных клиентов. После нескольких лет рекордного профицита платежного баланса отечественные банки обладают значительными неиспользовавшимися ресурсами, которые могли бы быть направлены на кредитование. Более того, расширение кредитования просто необходимо для осуществления выплат кредиторам.


В 2002-2007 годах кредитование росло в условиях оптимистических ожиданий экономического роста. Многие кредиты брались на развитие производства в расчете на рост платежеспособного спроса, однако самые оптимистические прогнозы уже в конце 2007 года оказались под вопросом.


Еще в прошлом году многим банкам казалось, что возобновление экономического роста перевело в разряд "хороших" значительную часть заемщиков, но некоторое ухудшение внешнеэкономической конъюнктуры заставило пересмотреть эти выводы.


Таким образом, оценки роста банковской системы и банковского рынка оказались чересчур оптимистическими, а усилия по поиску новых ниш стали выглядеть более рискованными. В этих условиях ценность традиционных клиентов банков заметно возросла, и именно за таких клиентов между банками в 2008 году может разгореться борьба.


В то же время после выборов, утвержденного бюджета на 2008 год и основных направлений экономической политики может возникнуть непрямое влияние государства на отечественные банки. В этих условиях важнейшей проблемой должно быть создание равных условий конкуренции для украинских банков и определения роли государства в банковской системе. Фактически сейчас идут тенденции, когда государство будет оказывать решающее влияние на развитие отечественных банков.


Первую пятерку банков формируют кредитные организации, так или иначе связанные с органами власти, такие как Приватбанк, Аваль, Укрсоцбанк, государственный экспортно-импортный банк и УкрСиббанк. Вместе с тем, работа с крупными клиентами и крупными кредитными рисками соответствующим образом увеличивает и риски банков. Средние же банки, особенно региональные, оказываются в значительно большей степени способны обеспечить должную диверсификацию кредитного портфеля. Анализ надежности банков часто указывает на заметно лучшее положение средних банков по сравнению с крупнейшими представителями банковского бизнеса.


В 2005-2007 гг. именно средние банки предприняли наибольшие усилия по развитию новых для нашего рынка банковских услуг, в т.ч. программы кредитования среднего и малого бизнеса.


Растет и иностранное присутствие на украинском рынке. Думаю, что в 2008 году будут новые участники банковского рынка, которые придут занять свою долю, а не просто обслуживать финансовые потоки клиентов. Переориентация иностранных банков на работу с украинскими клиентами - процесс довольно длительный, и рано говорить, что он уже затронул большинство отечественных "дочек" иностранных банков. Банки, занявшие выжидательную позицию, ведущие консервативную политику размещения ресурсов, окажутся только в убытке.


За последние несколько лет сильно поднялся уровень квалификации бухгалтерского дела. Нормы и требования, которые вырабатывает НБУ, постоянно приближаются и уже очень близки к международным стандартам бухгалтерского учета и отчетности. Сегодня многие банки стремятся сделать акцент уже не в совершенствовании учета, а в повышении профессионализма и работы фронт-офиса, то есть работы с клиентом. Банкиры начинают менять угол своего зрения на методы работы. Не сидят в своих красивых офисах и ждут, когда клиенты придут к ним, а сами выходят на рынок. Можно сказать, что банки изменяют сам подход в своей работе, выходя на качественно новый уровень.


Многие банки начинают задумываться над своим статусом и положением. Ответ на вопрос «что мы из себя представляем и кем мы хотим быть в обозримой перспективе» до конца не ясен и многие банки все чаще над этим задумываются. Мы начинаем наблюдать, что многие банки, которые привязаны или были частью финансово-промышленных групп, даже оставаясь в рамках этих групп, начинают осознавать, что нужно искать какую-то самодостаточную форму существования банка как бизнеса. Последние полгода показывают, что меняется сам темп изменений.


Сегодня стоит практически для всех банков: как лучше организовать структуру, качество обслуживания банка в целом. Говоря о качественных изменениях в банковской сфере, я бы не говорил о неожиданности этих изменений. Отмечу, что  мы за 15 лет эволюционно прошли путь, который финансовые рынки в мире проходили столетиями.


С учетом тех изменений, которые происходят в статусе и самой Украины в системе международных экономических отношений, опыт, который накапливала банковская сфера, в том числе путем проб и ошибок, перерастает в некое качество.


Поэтому, когда  говорят о текущих изменениях, имеют в виду  не столько количественный рост, а более  «тонкие материи» связанные с совершенствованием управления банка, развитием прикладных информационных технологий, внедрением альтернативных каналов продаж, совершенствованием банковского законодательства. Именно этим приоритетом качества отличаются последние 1-1,5 года развития банковской системы.


Большая часть украинских банков заявляет о стремлении к универсальности. Это очень значительная проблема. Существует или нет универсальный банк? Является это осознанной стратегией или она выбирается от безысходности и отсутствия понимания как должен развиваться банк. Я пришел к мнению, что доминирование точки зрения о возможности существования универсальных банков связана с общим развитием финансового сектора. Откуда в стране, где отсутствует инфраструктура фондового рынка, где крайне ограничено количество ликвидных ценных бумаг, где  несовершенны механизмы защиты прав собственности может появиться инвестиционный банк? О каком ипотечном банке может идти речь в стране, где столько нерешенных вопросов, связанных с правом собственности на недвижимость, землю, отсутствием рыночной инфраструктуры. Подобные аналогии можно продолжать с любой другой специализацией банков.


На мой взгляд, есть только два фактора, заставляющие специализироваться.


Первое: у банка есть связи, которые позволяют войти в узкую специализацию. Это выбор, связанный с наличием конкурентных преимуществ в той или иной сфере. Такая форма у нас чаще всего представляла собой отраслевую специализацию.


Второй фактор – рыночный. Когда ты начинаешь анализировать, можно ли достойно конкурировать в той стратегии развития, которую выбрали и ты и практически все остальные банки-лидеры. Или нужно остановиться и посмотреть: существует сегмент рынка, где у тебя есть опыт работы наравне с другими, где у тебя есть соответствующие специалисты и уровень рентабельности в данном сегменте достаточен для тебя. Тогда нужно сконцентрироваться на этом сегменте. Считаю, что для отечественных банков время для подобного выбора – дело ближайшего будущего.


Подталкивать к осознанному поиску специализации будут активное вхождение иностранного капитала, а также определенные концентрации, которые, очевидно, будут происходить в первой десятке.


Большая проблема украинского рынка состоит в том, что многие банки не могут выбраться из ловушки универсализации, они хотят быть всем для всех. Банк хочет владеть всем инструментарием и покрывать 100% спектра услуг рынка. Я придерживаюсь мнения, что коммерческому банку сначала необходимо  сфокусировать свои усилия на выбранном целевом сегменте рынка.  Другими словами, нельзя быть одновременно банком для массового клиента с улицы, для среднего класса и для элитных клиентов. Достигнув успеха в своем сегменте, банк может начать добавлять к нему «дополнительные» клиентские группы. Что касается продуктовой специализации банков, то в современном мире, будь-то в Украине или на Западе, вряд ли найдется банк, способный быть только ипотечным или только розничным.


Вряд ли в Украине, в ближайшем будущем можно ожидать появление высокоспециализированых банков. Одним из необходимых условиях углубления специализации банков является разработка нормативной базы. Мне кажется, НБУ необходимо сконцентрироваться на разработке законодательства и правовой среды для тех областей финансового рынка, которые еще не покрыты. Когда рамки будут прописаны, банковская система займет эти ниши. Но, если отбросить несовершенство нормативной базы, возникает вопрос, какой же сегмент рынка по своему объему может быть привлекательным для возникновения специализированного банка?


Давайте выглянем в окно и посмотрим на впечатляющее развитие среднего класса. Мне кажется, что банк, который предложит наилучшие условия для такого сегмента клиентов, будет иметь самые радужные перспективы роста. Мы слышали от многих, что они готовы сконцентрироваться на среднем классе, но немногие понимают, что это реально значит. Возьмем пример представителя среднего класса: у него мало времени, так как он интенсивно работает и получает достойное вознаграждение за свою работу. Такой человек не будет иметь ни времени, ни желания стоять в очереди в банке.


Если какой-то банк обеспечит этому человеку оптимальный набор продуктов и услуг при необходимом качестве, он будет иметь успех.


Главным резервом для экономического роста является развитие малого и среднего бизнеса. При таких оценочных темпах роста специализация на малом и среднем бизнесе не только возможна, но и чрезвычайно привлекательна.


Сегодня многие говорят о более активном проникновении западного капитала на украинский банковский рынок. Практика показывает: мировые финансовые организации предоставляют средства финансовым институтам в странах-заемщиках. Страны-заемщики строят свою кредитную историю и улучшают условия получения средств.  По мере того, как люди из других частей мира начнут яснее осознавать, что собой представляет Украина и где она находится, то прямых инвестиций будет направляться гораздо больше. Когда кредитная история будет стабильной и достигнет уровня комфортности, с точки зрения дающей стороны, придут группы инвесторов с Европы. В восточной и центральной Европе уже сейчас есть инвесторы, которые с большим желанием будут участвовать в жизни украинских банков.


Моделей такой кооперации очень много. Некоторые будут покупать готовый банковский бизнес и управлять ими в рамках всемирной сети. Но есть и такие, которые заинтересованы в частичном участии в капитале и нацелены на результат, не вмешиваясь в процессы управления.


Чтобы привлечь внимание западного инвестора, украинский банк должен показывать прибыльность капитала  не менее 25%. Это необходимый минимум.


Уже сегодня есть мировые банки, которые достаточно уверены в украинских банках и готовы сделать частичные инвестиции уже сегодня, чтобы расширить свою долю присутствия в будущем.


Когда мы говорим, что украинская корпорация покупает металлургический завод в Польше, мы гордимся этим фактом, называя его прорывом национального капитала в Европу. Наверное, в чем-то подобные эмоции должны испытывать и западные инвесторы, когда речь идет о $300-500 млн. при покупке крупнейшего банка Украины. Ведь для мировых финансовых групп эта сумма несущественна, а для нас –  вопрос национальной безопасности.


Наиболее слабая сторона нашей банковской системы – низкий уровень интеграции в международных финансовых отношениях. Именно интеграции, а не только присутствия иностранного капитала. Убежден, если к нам не придут иностранные банки, то и поток иностранных инвестиций в Украину будет ничтожно мал.


Вызовет ли приход иностранных банков вытеснение отечественных банковских учреждений с рынка? Появление 5-10 иностранных банков не будет исключать конкуренцию со стороны отечественных участников рынка, которые интегрируются в систему международных отношений с помощью привлечения непрямых инвестиций.


Однако, чтобы получить эти ресурсы, необходимо озвучивать цели займа не как «возможность конкурировать с мировыми брендами», нужно предлагать ряд конкретных проектов и быть готовыми их обосновать. Для этого необходимо достичь такого уровня развития, которое позволяет по качеству активов, капитализации, качеству продуктов быть привлекательным иностранному инвестору. Иностранные кредиторы часто выражают нежелание сотрудничать именно вследствие мизерного масштаба проектов, предлагаемых отечественными банками.


Действительно, многие иностранные банки настолько велики, что не могут себе позволить заниматься проектами объемом в 20-50 млн. грн., будь то кредиты или инвестиции. Чтобы преодолеть это препятствие, украинские банки должны вырасти.


Приход иностранных банков с дешевыми ресурсами сделает конкуренцию еще более жесткой. Как тогда и за счет чего выживать национальным банковским учреждениям, не будет ли выгоднее просто продаться?


В любом случае возникнет новая конфигурация, где будут присутствовать как национальные, так и отечественные банки. Мы будем обречены на более жесткую конкуренцию.


Есть мнение, что тревожиться нечего вследствие высоких требований иностранных банков к заемщикам и клиентам. Развитие кредитных вложений иностранных банков в Украине, сдерживается именно их высокими стандартами. Для большинства отечественных банков этот фактор будет сохранять возможность присутствия на рынке еще долгий период времени. Только не работать и развиваться, а существовать. Зазор между  нормой, которую предъявляет заемщику иностранный банк и здравым смыслом, ниже которого не стоит опускаться, будет неумолимо сокращаться. Именно в этом зазоре будут присутствовать все кредитные риски, свойственные той или иной сфере.


Поэтому нельзя достойно конкурировать без формирования конкурентного по своей дешевизне ресурса, привлеченного на международных рынках. А для этого, повторюсь, необходимо быть убедительными и понятными для иностранного инвестора.


Но просто взять и продаться при первой возможности – стыдно. Если сегодня мы не соглашаемся продаваться, на следующий день наша цена немного возрастает. Говоря о потенциальных ценах, которые могут сегодня заплатить западные инвесторы за украинские банки  можно утверждать, что несколько лет назад эти деньги не был готов дать никто. Чем больше конкуренции и прозрачности, тем больше стоимости мы создаем на рынке для акционеров.


Со временем открытость сформирует на рынке банковских услуг определенные ценовые рамки. Будут определены устоявшиеся стандарты маржи, комиссионных, других видов получения прибыли. Если мы посмотрим на структуру дохода от комиссионных услуг банков, то с точки зрения Запада она приятна для банка. С открытием рынка эти приятные для банка условия будут сужаться. Но вместе с тем, будут создаваться преимущества для клиентов, продукты станут дешевле и качественнее.


Чтобы истории ноября месяца 2003 и декабря 2004 года не повторились, в Украине должен быть один монетарный центр - это Национальный банк Украины, который должен полностью и отвечать за ситуацию на рынке и в стране в целом.


В целом, 2008 год, скорее всего, станет знаковым с позиций проникновения иностранного капитала в банковский сектор страны. Значительный спрос на украинские банки со стороны иностранных участников и покупка банка Аваль с коэффициентом 4 значительно повысили критерии оценки стоимости украинских банков. В то же время, более высокий коэффициент стоимости к капиталу при покупке банка (НРБ-Украина) из пятой десятки по сравнению с аналогичным показателем по банку Аваль может отражать приобретение дополнительных активов (недвижимости, в которую банк активно инвестировал на протяжении своей деятельности).


Вероятнее всего, основные покупки-продажи украинских банков будут именно в 2008 году.


В ближайшее время возможно усиление конкуренции в сфере микрокредитования малого бизнеса. Причиной этого станет просматривающаяся уже сегодня тенденция более активного вхождения украинских банков на рынок кредитования представителей малого бизнеса. В то же большая часть представителей малого бизнеса все еще не очень активно пользуется банковскими кредитами, поэтому в ближайшее время доля кредитов, предоставляемых субъектам малого предпринимательства в кредитном портфеле банков, занимающихся микрокредитованием, скорее всего, будет постепенно увеличиваться. Конкурентными преимуществами банков в будущем будет расширение продуктового ряда, количества точек продаж и качества банковского, в том числе и кредитного, обслуживания представителей малого бизнеса.


При том, что розница – это дорогой вид бизнеса и инвестиции в него окупаются только через длительный период, это направление будет более активно развиваться. Этому существенным образом способствует рост доходов населения и усиливающаяся конкуренция в банковском бизнесе.


Активно идти в розницу будут, прежде всего, крупнейшие банки. Мелкие банки будут ориентированы на поиск своей ниши.


Основные проблемы большинства  украинских банков, накопившиеся в течение последних пяти лет являются:

· наличие значительного объема выданных кредитов, которые либо не обслуживаются заемщиками, либо вовсе не могут быть возвращены заемщиками банкам, в результате чего значительный объем банковских активов может оказаться обесцененным и иммобилизованным;

· тесное переплетение экономических интересов банков и их крупных акционеров, являющихся одновременно клиентами банков и членами их финансово-промышленных групп, в результате чего политика коммерческих банков проводится исходя из корпоративных интересов отдельных групп клиентов и не учитывает интересы частных вкладчиков и других кредиторов;

· низкий профессионализм руководящего звена банков, а в ряде случаев – личная корыстная заинтересованность банковских менеджеров в проведении операций, нарушающих экономические интересы кредиторов и акционеров;

· использование некоторыми коммерческими банками значительных государственных бюджетных средств в качестве ресурсной базы для ускоренного наращивания размеров своего баланса и операций, что приводит к чрезмерной зависимости таких банков от состояния государственного бюджета, а также к нерациональному использованию государственных средств.


С целью дальнейшего усовершенствования методологической базы банковского надзора и достижения полного соответствия Базельским принципам эффективного банковского надзора, Национальный банк Украины предложил коммерческим банкам разработать и внедрить информационно-аналитическую систему раннего реагирования на проблемные ситуации в коммерческом банке, подготовить новые нормативные акты и внести изменения в уже действующие, касающиеся вопросов осуществления надзора на консолидированной основе, усовершенствования расчета регулятивного капитала, порядка формирования резервов на возмещение возможных потерь по активным операциям, управлению рисками и т.п.


Использование экспертных методов многих отпугивает определенной неоднозначностью в получаемых выводах. Но от этого никуда не денешься, так как итоговые решения в любом случае принимают люди. Единственно, этот процесс можно упорядочить, формализовать и обеспечить более высокое качество (точность) выводов.


Современный этап банковской системы и проблемы ее развития



На протяжении последних лет в Украине были достигнуты определенные элементы стабилизации банковской системы с сохранением ее рыночной ориентации, способной играть важную роль в усилении стабилизационных процессов и осуществлении структурных превращений в экономике в целом. Вместе с этим банковская система Украины имеет определенные недостатки, которые касаются как непосредственно банковской системы (недостаточный уровень капитализации, отсутствие в банках эффективных механизмов и инструментов управления рисками и т.п.) так и касательных к ней сфер (медленные темпы рыночной трансформации и реструктуризации реального сектора экономики, слабое и недостаточно прозрачное финансовое состояние значительной части субъектов хозяйствование и т.п.).



Поэтому развитие банковской системы может быть органической составной общих усилий со стороны всех ветвей власти и Национального банка Украины в направлении укрепления экономики государства. А главной монетарной предпосылкой достижения целей дальнейшего развития банковской системы есть стабильность гривны.



Основные цели и приоритетные задачи развития банковской системы


Основными целями дальнейшего развития банковской системы Украины являются:

· укрепление банковской системы Украины, повышение ее стойкости к кризисам;

· укрепление доверия к банковской системе со стороны вкладчиков и инвесторов;

· активизация деятельности банков по привлечению средств и их трансформация в кредиты для реального сектора экономики;

· углубление интеграции банковской системы Украины в мировое финансовое пространство.



Для достижения определенных целей в 2008 году необходимо выполнить такие приоритетные задачи:

· повысить уровень капитализации банков;

· повысить качество корпоративного управления в банках;

· усовершенствовать систему управления рисками и внутреннего контроля;

· усовершенствовать практику регулирования и надзора за банковской деятельностью;

· обеспечить прозрачность функционирования банковской системы;

· законодательно обеспечить защиту прав кредиторов, вкладчиков и заемщиков;

· расширить спектр и увеличить объем продуктов и услуг на банковском и финансовых рынках;

· предотвращать и противодействовать легализации средств, полученных преступным путем, и финансирование терроризма;

· продолжить работу по адаптации банковского законодательства Украины к законодательству Европейского Союза, рекомендаций Базельского комитета по банковскому надзору и других международных организаций.



Принципы и направления взаимодействия органов государственной власти с банковской системой



Среди них:

· обеспечение со стороны органов государственной власти четкого соблюдения центральными и местными органами власти требований законодательства относительно невмешательства в деятельность банка и создание равных условий деятельности для всех банков;

· усовершенствование правового поля экономической деятельности;

· усовершенствование системы налогообложения банков и банковских операций;

· погашение задолженности бюджетов всех уровней перед субъектами хозяйствование и по социальным выплатам;

· повышение качества корпоративного управления государственных предприятий и акционерных обществ, доля государства в которых превышает 25 процентов;

· создание условий развития небанковских финансовых учреждений;

· усиление роли фонда гарантирование вкладов физическому лицу;

· определение приоритетных направлений социально-экономической деятельности, которые требуют кредитной поддержки и внедрения государственных механизмов ее стимулирования;

· содействие стабильному функционированию государственных банков:

· внедрение эффективных правил и процедур относительно противодействия легализации средства, полученных преступным шляхом. и финансирование терроризма;

· создание общегосударственного регистра недвижимого имущества;

· создание условий для оживления деятельности фондового и страхового рынков;

· другое.

 


Усовершенствование архитектуры банковского сектора


Оптимизация архитектуры банковской системы может быть достигнутая путем:

· создания условий и содействия организации и функционированию жизнеспособной системы универсальных и специализированных банков;

· усовершенствование структуры государственных банков с одновременным сокращением расходов и несвойственных им функций;

· создание Украинского банка реконструкции и развития как банка "второго яруса" с целью усиления долго- и среднесрочного финансирования банками инвестиционных проектов в реальном секторе экономики;

· консолидации банковского капитала через процессы реорганизации банков, создание банковских объединений;

· постепенного создания предпосылок для открытия филиалов и представительств иностранных банков с внедрением соответствующей системы разрешений;

· обеспечение гармонического сосуществования больших банков с малыми и средними банками, а также банков и небанковских финансовых учреждений.

 


Усиление надежности банковской системы и обеспечение прозрачности ее функционирования


При этом ради дальнейшего усиления надежности банковской системы и обеспечение прозрачности ее функционирования необходимо:

· повысить уровень капитализации банков;

· повысить качество корпоративного управления и внутреннего аудита в банках;

· усилить роль и качество внешнего аудита на основе внедрения Международных стандартов аудита и повысить уровень требований к аудиторским фирмам;

· внедрить в банках эффективные системы управления рисками:

· обеспечить прозрачность деятельности банков:

· повысить ответственность за неправомерное разглашение банковской тайны;

· урегулировать на законодательном уровне защиту прав кредиторов и вкладчиков;

· предотвращать использование банковской системы для осуществления противоправных и сомнительных операций, включая отмывание доходов, полученных преступным путем;

· повышать профессиональный уровень подготовки руководящего состава и ключевых собственников банков.



Рекомендации Национальному банку Украины (далее – НБУ):

· в целях совершенствования трансграничного банковского надзора расширять взаимодействие с надзорными органами зарубежных стран, в том числе на основе заключаемых соглашений о сотрудничестве в области надзора;

· развивать взаимодействие с аудиторскими организациями по вопросам деятельности кредитных организаций и банковских/консолидированных групп с учетом международных рекомендаций;

· продолжить работу по развитию подходов к оценке концентрации кредитных рисков по операциям и сделкам кредитных организаций со связанными с ними контрагентами (заемщиками), группами взаимосвязанных контрагентов, а также по секторам экономики и в территориальном разрезе. Изучить подходы к надзору за рисками по операциям и сделкам внутри банковской группы (холдинга);

· продолжить работу, направленную на повышение качества капитала кредитных организаций и недопущение фиктивного капитала в банковском секторе;

· проверять соблюдение банками требований о доведении до сведения заемщиков информации о размере эффективной процентной ставки;

· продолжить проведение комплексной оценки финансовой устойчивости банковского сектора на базе регулярного мониторинга состояния основных банковских рисков, расчета и анализа рекомендуемых международными организациями показателей финансовой устойчивости, методов стресс-тестирования;

· начать осуществлять работу по развитию системы мониторинга предприятий и использованию получаемой информации в целях управления банковскими рисками и банковского надзора;

· начать подробную публикацию НБУ информации о состоянии банковского сектора, банковском надзоре, в том числе на сайте НБУ в сети Интернет. Рассмотреть вопрос дальнейшем развитии транспарентности деятельности НБУ, о мерах по повышению финансовой грамотности населения, в том числе об открытии на сайте НБУ отдельного раздела, рассчитанного на широкий контингент профессионально неподготовленных пользователей разных возрастных категорий.



Рекомендации коммерческим банкам:


· продолжить работу по повышению капитализации, в том числе за счет первичных публичных размещений акций среди широкого круга инвесторов, включая население. Обеспечивать высокое качество капитала;

· продолжать дальнейшее развитие систем управления рисками с учетом международной практики, адекватно оценивать потери, в том числе потенциальные, с учетом профиля и уровня рисков, а также перспективного состояния рыночной среды, используя в этих целях современные методы оценки рисков, включая стресс-тестирование;

· принять меры по развитию работы, направленной на формирование баз данных, необходимых для оценки рисков с использованием математической статистически и теории вероятности;

· уделять особое внимание вопросам управления рисками на новых быстрорастущих сегментах рынка банковских услуг и финансовых рынках, в том числе в потребительском кредитовании. Банковским ассоциациям изучить вопрос о целесообразности разработки типового договора потребительского кредита;

· обеспечить комплексные подходы к управлению рисками, учитывая их взаимосвязь и взаимовлияние;

· кредитным организациям, являющимся головными в банковских группах, головным организациям (управляющим компаниям) банковских холдингов совершенствовать процедуры управления рисками и достаточности капитала, основываясь на современных подходах к риск-менеджменту, в том числе отраженных в рекомендациях Базельского комитета по банковскому надзору;

· усилить внимание к вопросам достоверности учета и отчетности, в том числе консолидированной, повысить транспарентность деятельности за счет расширения состава и оперативности публикуемой кредитными организациями информации о своей деятельности (на собственных сайтах, а также на сайте НБУ в сети Интернет);

· продолжить разработку стандартов корпоративной этики, стандартов качества банковской деятельности и механизмов контроля за их соблюдением, обращая особое внимание на качество разрабатываемых стандартов, способствовать их добровольному внедрению в банковскую практику, одновременно не допуская роста неоправданной нагрузки на банки;

· внедрить в практику разработку планов мер и действий, обеспечивающих непрерывность деятельности банков в непредвиденных ситуациях. Базировать данную работу на проводимых экспертных оценках и самооценках уровня рисков, состояния корпоративного управления, управления рисками, внутреннего контроля, информационной безопасности;

· принимать активное участие в программах повышения финансовой грамотности населения.



Расширение объемов и спектра банковских продуктов и услуг для реального сектора экономики и населения


Программой предлагается:

· расширить сферу применения ипотеки;

· более активно использовать консорциумное кредитование;

· расширять формы кредитования предприятий малого и среднего бизнеса;

· увеличить спектр кредитных услуг населению;

· активнее использовать лизинговые схемы кредитования, в частности для поддержки предприятий сельского хозяйства и сферы услуг;

· создать систему раскрытия информации о добросовестном выполнении заемщиками обязательств перед банками;

· полнее использовать мировой опыт относительно применения накопительных схем привлечения средств населения в банки;

· повысить роль банков в осуществлении доверительных операций, в частности в управлении паевыми фондами.


 

Ради уменьшения зависимости доходности банков от рискованных операций следует в дальнейшем более активно развивать и использовать комиссионные операции.

 


Повышение эффективности банковского надзора и регулирование



За последние годы в Украине осуществлен значительный шаг относительно усовершенствования системы банковского надзора и регулирования и приближение ее к международным стандартам и практике.



Вместе с тем, в сфере банковского надзора существует ряд недостатков, которые значительно снижают его действенность и препятствуют более полному выполнению Базельских принципов эффективного банковского надзора. На их преодоление необходимо:

· внедрять надзор на основе оценки рисков;

· внедрять надзор на консолидированной основе;

· усиливать контроль за собственниками важного участия и изменениями в структуре собственности;

· оптимизировать порядок лицензирования банковских операций и регистрации филиалов банков;

· осуществлять надлежащий контроль за наличием у банков положений, практики и процедур относительно противодействия отмыванию денег, приобретенных преступным путем;

· обеспечить правовую защиту работников банковского надзора;

· совершенствовать информационно-аналитическую базу банковского надзора соответственно потребностям осуществления эффективного надзора и регулирования деятельности банков;

· совершенствовать процедуры реорганизации и ликвидации банков;

· совершенствовать программы обучения и повышение квалификации работников банковского надзора с привлечением высококвалифицированных отечественных и зарубежных преподавателей и специалистов – практиков.



Интеграция банковской системы в мировое финансовое пространство



В этом направлении необходимо:

· усовершенствовать законодательную и нормативно-правовую базу путем ее адаптации к законодательству Европейского Союза;

· продолжить работу относительно внедрения Международных стандартов финансовой отчетности и Международных стандартов аудиту в практику деятельности банков Украины;

· четко придерживаться требований международного формата распространения данных;

· внедрить действенную систему предотвращения и противодействия легализации доходов, полученных преступным путем и завершить внедрение сорока рекомендаций FАТ и требований Базельского комитета по банковскому надзору "Знай своего клиента";

· продолжить сотрудничество с центральными банками и государственными органами других стран;

· продолжить и расширить сотрудничество с международными финансовыми организациями.



Проблемы формирования лимитной политики


Проблемы формирования лимитной политики коммерческих банков Украины и составление адекватной методики расчета сводного индекса риска кредитования банков-контрагентов на межбанковском рынке остаются наиболее актуальными и в тоже время являются спорным элементом большинства существующих методик расчета лимитов межбанковского кредитования, таких как система надежности “CAMEL”, система экспресс-анализа основных характеристик деятельности банка-контрагента, методика оценки надежности банка В.С.Кромонова, коэффициентный экспресс-анализ финансового состояния банка-контрагента, оценка нестабильных экономических процессов  статистическими методами и т.д.


С одной стороны, дистанционную оценку кредитоспособности отдельного банка-контрагента требуется свести к единому показателю, позволяющему определить лимит риска для данного контрагента при имеющейся финансовой информации.


С другой стороны на достоверности оценке сказывается явное отсутствие универсальной обоснованной методики, взаимоувязывающей не только разные финансовые характеристики коммерческого банка (например, ликвидность и доходность, достаточность и защищенность капитала, качество активов и качество пассивов, и т.д.), но и количественный и качественный анализ финансовой деятельности коммерческого банка.


Однако в процессе определения лимитов межбанковского кредитования явно выделяется ряд основных проблем, от разрешения которых зависит точность оценки и достоверность полученных в результате данных, и тем самым максимальное снижение риска не возврата денежных средств:

  • отсутствие информационной прозрачности украинского банковского рынка и проблема достоверной информации, характеризуется достоверностью, актуальностью и диапазоном анализируемых данных;
  • проблема относительного выражения характеристик и оценок банка-контрагента, которая частично может быть решена с помощью анализа динамики показателей и выявления основных тенденций их изменения;
  • слабая методологическая база, характеризуется проблемой выбора и взаимоувязки целесообразных эффективных показателей для бальной оценки, т. е. проблема корректного выбора аналитического инструментария, позволяющего точно и в качественном и в количественном выражении охарактеризовать состояние анализируемого банка-контрагента;
  • неопределенность системы построения сводного индекса с целью оценки рисков, связанных с кредитованием банка-контрагента, который строится через “взвешивание” и суммирование нескольких блоков финансовых показателей, а присвоенные показатели веса носят вполне условный характер;
  • отсутствие универсального подхода к оценке финансового состояния банка-контрагента (в том числе и к временным характеристикам оценки);
  • наличие множества дифференцированных подходов к оценке различных групп коммерческих банков (например, по регионам, по величине чистых активов и регулятивного капитала, и т.д.);
  • ограниченный выбор специализированного программного обеспечения для проведения финансового анализа (как по ценовым характеристикам, так и по функциональности);
  • неадекватность используемых моделей и многие другие проблемы.

Удачный выбор коммерческого банка потребителями банковских услуг – предприятиями и частными лицами, подчас, не легкое дело. Наиболее важными критериями выбора банка, могут служить, во-первых, тип банка; во-вторых, ассортимент предоставляемых им услуг; в-третьих, качество и цена услуг и, наконец, самое главное – надежность (устойчивость) банка.


Под надёжностью коммерческого банка понимается его способность без задержек и в любой ситуации на рынке выполнять взятые на себя обязательства. Поддержание устойчивости коммерческих банков требует комплексного изучения их деятельности с применением широкого набора аналитических приемов.


Надёжность банка зависит от множества различных факторов. Условно их можно разделить на внешние и внутренние.


К внешним относятся факторы, обусловленные воздействием внешней среды на банк, то есть факторы, определяющие состояние финансового рынка, национальной и мировой экономики, политический климат в стране,  а также форс-мажорные обстоятельства. Если же действие внешней среды относительно стабильно, то положение коммерческого банка определяется внутренним (эндогенным) положением.


К внутренним относятся факторы, обусловленные профессиональным уровнем персонала, в том числе высшего, и уровнем контроля за проводимыми банком операциями, а также: стратегия банка, обеспеченность собственным капиталом, внутренняя политика банка.


Оценка финансовой устойчивости или надежности банка-контрагента – является важной задачей. Однако для этого нужна достоверная информация как о срочности активов и пассивов, так и о качественном составе и состоянии банковских активов.


Другой важной проблемой является стандартизация источников информации для анализа финансового состояния коммерческих банков. Работа по согласованию единых подходов к оценке финансового состояния коммерческого банка, изначально подразумевает стандартизацию источников финансовой информации, необходимых для анализа.


Оценивая информационное поле, сложившееся на уровне межбанковских отношений, можно указать на проблемы, возникающие у большинства участников в части доступа к отчетности банков, необходимой для оценки финансового положения контрагента. Несмотря на то, что базовые источники (баланс, нормативы, отчеты) благодаря усилиям Национального банка Украины стали более информативными, говорить об объективном определении суммы оценочного лимита, исходя из вышеуказанных форм отчетности, пока не  представляется возможным.


Проблема получения детальной отчетности, особенно, крупных и мелких банков, объясняет сложившуюся ситуацию, когда основанием для принятия риска контрагента, в первую очередь, являются не удовлетворительные финансовые показатели, а созданный информационный имидж коммерческого банка и взаимоотношения менеджерского звена.


При определении суммы оценочного лимита, особенно по операциям на срок более одного месяца, большинство методик небезосновательно за базовую величину принимают один из количественных показателей, в основном, нетто-капитал. Использование количественных показателей в качестве базы для расчета лимита, объясняется соответствием получаемого оценочного лимита реальному размеру коммерческого банка, и, следовательно, возможности его использования в полном объеме.


Расчет оценочного лимита на коммерческий банк, опирающийся только на сумму капитала, практикуемый большинством аналитиков, исходя из минимально необходимой финансовой информации, зачастую ошибочен. Действующая система контроля со стороны Национального банка Украины за источниками формирования собственных средств коммерческим банками, привела к тому, что значительная часть суммарного капитала банковской системы Украины нарисована на бумаге.


Определение объективной суммы собственных средств коммерческого банка экспертным путем, подразумевающее исключение из капитала-брутто требований к структурам, связанным с акционерами, схемы по финансированию капитальных затрат, не созданные резервы на возможные потери по кредитам и депозитам, и прочие потенциальные убытки, имея в распоряжении только часть отчетности, предоставляемой в НБУ в соответствии с Инструкцией №368 представляется недостаточным. При минимальном количестве источников финансовой информации, кажется, что корректным является использование в качестве базового значения производной от качественных показателей работы коммерческого банка.


В последние годы появляется все больше разнообразных методик оценки банковской деятельности. И у экспертов-аналитиков в коммерческих банках уже существует возможность выбора: разрабатывать методику оценки банка самостоятельно или воспользоваться услугами специалистов.


Однако при выборе методики следует учитывать, что коммерческий банк - весьма сложный экономический объект, подверженный воздействию множества изменчивых факторов и имеющий большой объем исходных данных для финансового анализа (нередко это десятки и сотни тысяч единиц информации на несколько отчетных дат).




PDF Печать E-mail
( 0 Votes )
 

Читайте статьи по теме

ЧИТАЙТЕ "КУРС ДНЯ"

МЕСТО ДЛЯ ВАШЕЙ РЕКЛАМЫ

Голосование

Как преодолеть финансовый кризис?
 

kurs dnja 99