Інформаційно-аналітичний портал

Незалежного банківського рейтингового агентства

Independent bank rating Agency

Передбачити - означає керувати!

СВІЖИЙ НОМЕР
Смотрите телевизионные новости на портале ibra.com.ua   Курсы НБУ по состоянию на 1 октября - 100USD/UAH 2129.5636▼ 100EUR/UAH 2385.7501▼ 10RUB/UAH 3.2396▼ Курсы ЦБ РФ по состоянию на 1 октября - USD/RUB 65.7364▼ EUR/RUB 73.776▼ 1UAH/RUB 3.08549▼ Курсы ЦРБ ДНР по состоянию на 1 октября - USD/RUB 65▲ EUR/RUB 72.9495▼ 1UAH/RUB 2.6▼ Курсы ЦРБ ЛНР по состоянию на 1 октября - USD/RUB 65.7364▼ EUR/RUB 73.776▼ 10UAH/RUB 30.8549▼   В элитные госдачи в Пуще-Водице и Конче-Заспе начали пускать квартирантов В Украине начали действовать зимние тарифы на газ. Кто будет платить вдвое меньше Журналисты узнали, к чему приведет закрытое небо между Украиной и Россией Украинцев под Иловайском захоронили в секретных братских могилах - санитар Российские войска в Сирии понесли первые потери: повстанцы сбили штурмовик "Су-24" ВВС Звезды обещают яркий и насыщенный месяц. Гороскоп для всех знаков Зодиака на октябрь В России назвали условие, при котором вернут Савченко в Украину   Читайте и смотрите самые свежие новости на страницах интернет-издания КУРС ДНЯ информационно-аналитического портала НБРА-IBRA Уважаемые гости, единомышленники и друзья, добро пожаловать на наш Форум портала НБРА-IBRA!  

Головне меню

Мы в соц.сетях

Лента финансовых новостей в формате RSS Стена на Facebook


Дадут ли Фонду гарантирования вкладов зарабатывать

233Кабмин инициирует передачу функций банковского надзора от НБУ Фонду гарантирования вкладов физических лиц. В одном из пунктов проекта Государственной программы экономического и социального развития Украины на 2010 год, записано: "...пересмотреть стратегию развития Дирекции по вопросам банковского надзора (предусмотрев передачу функций в Фонд гарантирования вкладов физических лиц) и пересмотреть соответствующие нормативные акты". В рабочую группу по подготовке этого вопроса будут включены представители Фонда, НБУ, Нацбанка, Минфина, Минэкономики и Минюста. Согласно планам правительства, реформирование системы гарантирования вкладов физлиц будет заключаться в расширении полномочий фонда путем передачи ему части полномочий Национального банка по работе с проблемными банками. Цель - сохранение активов проблемного банка и оптимальное выведение его c рынка.


Также в программе поставлена задача завершить работу над концепцией реформирования и способствовать внесению изменений в законодательство относительно усиления роли Фонда гарантирования вкладов в процессе реорганизации банков.

Деньги Фонда гарантирования вкладов тают на глазах. За три месяца они уменьшились почти на полмиллиарда гривен. По состоянию на начало марта у Фонда оставалось 3,966 млрд грн. В то время как по состоянию на 1 января 2010 года цифра достигала 4,303 млрд грн. Еще в начале марта он выплачивал средства 8 обанкротившихся небольших банков: "Украинская финансовая группа", "Восточно-европейский банк", "Банк регионального развития", "Европейский", "Национальный стандарт", "Одесса-Банк", "Причерноморье", "Европейский банк развития и сбережений". Но уже через две недели к ним присоединились выплаты по депозитам одного из крупнейших учреждений - Укрпромбанка. У него депозитов было больше, чем денег в Фонде. Несоответствие цифр между депозитами одного банка и деньгами системы гарантирования - лишь одна из причин неуверенности вкладчиков. Ее было достаточно, чтобы во времена ажиотажа в 2008-2009 годах финучреждения потеряли 20% вкладов. Тогда как в соседних странах отток денег был вдвое меньше. Так, в России банки потеряли 12% вкладов. В Грузии - 13%. В западных странах - цифры банковских потерь еще меньше. Как считает председатель правления коммерческого банка Владимир Лавренчук, более спокойное поведение граждан других стран обеспечивает более надежная система гарантирования в этих государствах. "Все-таки это богатые страны. Там в бюджетах есть деньги на компенсацию для вкладчиков. Пусть через две недели, или три, но вкладчики свою компенсацию получат. Не после ликвидации банка через два-три года, и не через год или два после захода в банк временной администрации. У них есть для этого в карманах запас денег. Они за 100-200 лет накопили уже в этом Фонде страхования. Да и у их бюджетов есть деньги для покрытия подобных потерь. У нас, к сожалению, надо признать, в перспективе на ближайшие годы в бюджете вряд ли можно предположить появление неизвестных источников финансирования подобных потерь. У нас всего 4 млрд грн. Поэтому в этих условиях можно сказать, что у нас нет инструментария на компенсацию", - подчеркивает банкир.

 

"Ситуация с фондом гарантирования вкладов усугубилась год назад, когда ВР повысила планку гарантирования вкладов населения до 150 тысяч гривен на один вклад в одном банке. И теперь мы должны думать, где искать источники покрытия", - продолжает Станислав Аржевитин, член комитета ВР по вопросам финансов и банковской деятельности.

 

На сегодня основной источник поступлений денег в Фонд - отчисления его участников. Платит взносы почти вся система - 160 учреждений. За 2009 их взносы не дотянули и до 950 млн грн. Суммы мизерные, признают эксперты, особенно, если сравнить потребности обанкротившихся банков. Финансирование фонда беспокоит и подчиненных, и регулятора. И особенно - после кризиса, который оголил слабые места. Ведь когда 10 лет назад Фонд учредили, массовых банкротств не было. И выплаты из Фонда гарантирования были совершенно другие. Начинали с трехсот гривен.

 

Председатель правления банка Владимир Хлывнюк отмечает: "Я всегда платил и никогда не задумывался о том, как работает Фонд. Это та тема, которую надо изучать для себя. Раньше она никогда не была животрепещущей. Поводов не было. Немного в 2009-ом потратило на Фонд и государство. Из бюджета перечислили один миллиард гривен. Хотя сумма должна быть гораздо больше". Станислав Аржевитин напоминает, куда пошли деньги: "Мы должны пересмотреть норму, которую отменило предыдущее правительство в бюджете относительно перечисления в Фонд превышения доходов НБУ над его расходами в сумме не менее 25%".

 

Также в течение 2009 года в Фонд поступали средства от ликвидаторов коммерческих банков. Но их размеры пока не оглашаются. Общая сумма перечислений в Фонд составила 2 миллиарда гривен. Из фонда - 1 млрд грн на выплаты вкладчикам 5 банков и ...какие-то суммы на содержание самого фонда. Чтобы изменить финансовое состояние ФГВФЛ, нужны кардинальные изменение его функций. Чтобы он не был только ящиком для хранения и выдачи денег, учреждение должно зарабатывать самостоятельно, как за границей. Эксперт Александр Охрименко рассказывает: "За рубежом действительно фонд гарантирования вкладов зарабатывает самостоятельно. И в результате он не только ликвидирует банк, но и непосредственно продает его активы". Председатель правления банка Дмитрий Гриджук подчеркивает: "Участие Фонда гарантирования в вопросе ликвидации банков должно быть. Особенно тех финансовых учреждений, у которых база фондирования имеет большой удельный вес именно привлеченных вкладов населения". "Думаю что Фонд должен быть контролируемым вкладчиками - банками, и он должен отчитываться о том, как он потратил деньги и что он сделал для того, чтобы восстановить эти деньги", - поддерживает коллегу Владимир Хлывнюк.


На передаче Фонду функций надзора и ликвидации банков давно настаивает и Всемирный банк. Как утверждают специалисты, переговоры между НБУ, Кабинетом министров и Всемирным банком уже проходят. И проходят удачно.

 

Первые подвижки сделаны и в законодательном поле. В парламенте более месяца назад зарегистрирован проект закона, который предоставляет право Фонду гарантирования заниматься ликвидацией банков. Хотя подготовлен он был еще три года назад. С теоретическим обоснованием изменения функций Фонда согласны почти все эксперты. А практическая сторона вызывает вопросы. И прежде всего финансовые. Так как потребуются немалые дополнительные затраты. "У нас Фонд слабоват. Чтобы он занимался ликвидацией банков, нужна сверхструктура. А это значит - дополнительные расходы. Соответственно, они ложатся на Фонд и получается, что он будет проедать деньги, которые у него есть", - подчеркивает Александр Охрименко. Слабость Фонда - в отсутствии необходимой инфраструктуры и специалистов. Теоретически, есть целое подразделение НБУ и разговоры о его переподчинении Фонду идут не один год. Хотя и эту идею пока называют малореальной. Она требует и ручного управления, и вложения денег. А это дополнительное бремя для и без того пустого бюджета. В том, что проект закона о предоставлении Фонду права заниматься ликвидацией банков и продажей их активов, будет принят быстро, сомневается и его автор Станислав Аржевитин. "Неоднозначные дискуссии. Мне кажется, если бы сейчас его представить на рассмотрение в зале ВР, то его бы не проголосовали. Потому что это новая тема. И апробацию надо пройти в научных государственных институтах и тогда, возможно, депутаты будут более уверенно чувствовать себя в этом вопросе".

 

Похоже, говорят скептики, под стенами НБУ еще долго будут стоять пикеты за деньгами. Пока бюджет не станет хотя бы бездефицитным, рассчитывать на денежные вливания, а следовательно, на реформирование работы Фонда гарантирования вкладов не приходится. Даже несмотря на то, что Кабинет Министров уже инициирует передачу функций банковского надзора от Нацбанка Фонду гарантирования. Соответствующий пункт имеется в проекте Государственной программы экономического и социального развития Украины на 2010 год.

 

Но загвоздка все равно в поиске источников наполнения бюджета, а значит, и финансирования имеющихся планов. Пусть даже самых правильных, подчеркивают аналитики.


Источник: ibank.ua

PDF Печать E-mail
( 0 Votes )
 

Читайте статьи по теме

ЧИТАЙТЕ "КУРС ДНЯ"

МЕСТО ДЛЯ ВАШЕЙ РЕКЛАМЫ

Голосование

Как преодолеть финансовый кризис?
 

kurs dnja 99