Інформаційно-аналітичний портал

Незалежного банківського рейтингового агентства

Independent bank rating Agency

Передбачити - означає керувати!

СВІЖИЙ НОМЕР
Смотрите телевизионные новости на портале ibra.com.ua   Курсы НБУ по состоянию на 1 октября - 100USD/UAH 2129.5636▼ 100EUR/UAH 2385.7501▼ 10RUB/UAH 3.2396▼ Курсы ЦБ РФ по состоянию на 1 октября - USD/RUB 65.7364▼ EUR/RUB 73.776▼ 1UAH/RUB 3.08549▼ Курсы ЦРБ ДНР по состоянию на 1 октября - USD/RUB 65▲ EUR/RUB 72.9495▼ 1UAH/RUB 2.6▼ Курсы ЦРБ ЛНР по состоянию на 1 октября - USD/RUB 65.7364▼ EUR/RUB 73.776▼ 10UAH/RUB 30.8549▼   В элитные госдачи в Пуще-Водице и Конче-Заспе начали пускать квартирантов В Украине начали действовать зимние тарифы на газ. Кто будет платить вдвое меньше Журналисты узнали, к чему приведет закрытое небо между Украиной и Россией Украинцев под Иловайском захоронили в секретных братских могилах - санитар Российские войска в Сирии понесли первые потери: повстанцы сбили штурмовик "Су-24" ВВС Звезды обещают яркий и насыщенный месяц. Гороскоп для всех знаков Зодиака на октябрь В России назвали условие, при котором вернут Савченко в Украину   Читайте и смотрите самые свежие новости на страницах интернет-издания КУРС ДНЯ информационно-аналитического портала НБРА-IBRA Уважаемые гости, единомышленники и друзья, добро пожаловать на наш Форум портала НБРА-IBRA!  

Головне меню

Мы в соц.сетях

Лента финансовых новостей в формате RSS Стена на Facebook


Этапы выполнения расчетов по установлению лимитов на банки-контрагенты

“Один поэт сказал: "Первый король был счастливый воин!"

Насчет основателей нынешних наших финансовых династий мы можем, пожалуй, прозаически сказать, что первый банкир был счастливый мошенник”

Генрих Гейне

Для проведения работы по финансовому анализу банков-контрагентов, в соответствии с Законом Украины О банках и банковской деятельности от 07.12.2000г. ст.44 Управление рисками каждый коммерческий банк должен создать соответствующее структурное подразделение действующее на постоянной основе по вопросам анализа и оценки рисков, на который и возлагается ответственность за проведения работы по финансовому анализу деятельности банков-контрагентов, с последующим установлением лимитов, как по отдельным операциям, так и лимиты по кредитным рискам межбанковского кредитования. Таким структурным подразделением в банке принято называть – отделом анализа и оценки рисков (далее – ОАиОР).

 

Как показывает опыт, последнее  должно быть реально независимо от руководителей активных подразделений.


Крайне желательно прямое подчинение Председателю Кредитного комитета, Председателю Комитета по управлению активами и пассивами или Председателю Правления.  В противном случае возможен конфликт интересов и дисбаланс между риском и доходностью, которые можно снять,  увязав доходы  банка от работы на межбанковском рынке с материальным поощрением подразделения.


Утверждение лимитов, как правило, процесс дискретный, а поступление новой информации и ее анализ - непрерывный, поэтому “эксперты-аналитики” должны иметь право в любое время между заседаниями Кредитного комитета (далее – КРК) или Комитета по управлению активами и пассивами (далее – КУАП) уменьшать или закрывать лимиты в одностороннем порядке.


Для успешной работы подразделения ОАиОР нужно совместно с руководством  коммерческого банка преодолеть заблуждения о том, что:

  • технологию анализа можно создать и внедрить достаточно быстро;
  • подразделение является вспомогательным и доходов не приносит;
  • чужие советы нам не нужны, если у нас есть свои аналитики.

На самом деле на организацию системной работы, накопление информации и  минимального опыта нужно не менее одного года.


Фактически подразделение ОАиОР является генератором “активных” (“размещающих”) подразделений коммерческого банка и предоставляет им возможность зарабатывать деньги за счет увеличения объема операций на денежном рынке за счет новых банков-контрагентов, дилинга, минимизируя риск потерь.


Для адекватной оценки финансового состояния конкретного банка и принятия решения о размещении в нем ресурсов следует собрать базу данных в хранилище информации, состоящую из совокупности рассчитанных показателей-коэффициентов по различным банкам-контрагентам.


Особенно необходимо  присутствие в этой базе данных по тем коммерческим банкам, о которых уже известно, что они испытывали или испытывают трудности различного рода. Тогда на основе этих данных с помощью средств математической статистики можно определить те пограничные значения относительных показателей, по которым производится отсечение банка-контрагента как малонадежного. Посредством такой процедуры осуществляется “градуировка” или “ранжирование” аналитической системы. Такой подход основан на признании того факта, что реальные механизмы и законы развития для всей банковской системы едины.


При  анализе собранной базы показателей  можно увидеть, что целый ряд показателей сильно коррелируют между собой и не влияют на окончательную оценку. Естественно, чем меньше будет размерность пространства показателей, тем легче будет провести кластеризацию, т.е. распределение коммерческих банков по группам  и определить пограничные (пороговые) значения, по которым банк-контрагент идентифицируется как малонадежный. Сокращение размерности пространства показателей является фундаментальной задачей, так как сильно упрощает процедуру принятия решения об установлении лимита.


Таким образом, приблизительное представление о “среднем”  или надежном банке, об общем уровне развития и тенденциях развития банковской системы  можно получить на основе консолидации всех имеющихся балансов в один “сводный” общебанковский баланс на одну отчетную дату.


Рассмотрим основные этапы выполнения расчетов по установлению лимитов на банки-контрагенты выполняемые ОАиОР.


Основные этапы оценки финансового состояния и установления лимитов риска на банки-контрагенты (резиденты Украины) заключаются:

  • расчет лимита риска по балансовым данным;
  • экспертная оценка баланса;
  • мониторинг информации о банке-контрагенте и формализация полученных данных;
  • заключение о перспективности развития деловых отношений с банком-контрагентом;
  • взаимоувязка полученных данных;
  • принятие (актуализация) лимита риска.

Дальнейшая детализация этапов и структуризация методологической базы позволяют разработать методику расчета лимитов межбанковского кредитования.


Первым этапом при определении кредитоспособности (надежности) банков-контрагентов и дальнейшем расчете лимитов является выявление факторов, которые однозначно указывают на невозможность принятия банком на себя риска данного банка-контрагента при прочих равных условиях.

Такими факторами невозможности принятия банком риска межбанковского кредитования банка-контрагента являются:

· информация о закрытии на данный коммерческий банк лимитов со стороны других банков;

· информация о санкциях, примененных к банку-контрагенту со стороны государственных контролирующих органов;

· информация о каких-либо мероприятиях проводимых государственными контролирующими органами в отношении руководства или инсайдеров банка.

При отсутствии вышеуказанных факторов следующими этапами являются анализ финансового состояния банка-контрагента, определение его кредитоспособности, категории надежности, банковской классификации рисков и расчет лимитов.

Основными критериями при определении кредитоспособности и надежности банка-контрагента являются:

· финансовое состояние банка-контрагента;

· дополнительная информация о банке-контрагенте;

· наличие и характер кредитной истории данного банка-контрагента;

· сложившийся уровень взаимоотношений с данным банком-контрагентом.

Основными методами анализа финансового состояния банка-контрагента являются:

· структурный анализ консолидированного агрегированного баланса (оборотно-сальдовой ведомости);

· GAP – анализ (анализ сбалансированности активов и пассивов по срокам их размещения и привлечения);

· анализ выполнения банком-контрагентом обязательств в прошлом (за период не менее 6 месяцев);

· анализ кредитного портфеля банка, в том числе по выданным и полученным межбанковским кредитам и кредитам от Национального банка Украины;

· анализ качества активов и пассивов (нетто-баланс);

· анализ рентабельности, прибыли и убытков;

· анализ ликвидности (риск-ликвидности);

· анализ уровня капитализации;

· анализ деловой активности;

· анализ валютной позиции;

· анализ ресурсной базы.

Для установления лимитов на банки-контрагенты целесообразно использовать трехуровневую систему проведения финансового анализа и оценки рисков межбанковского кредитования, а именно:

· анализ деятельности банка-контрагента за предшествующий период;

· анализ деятельности банка-контрагента в текущий момент времени (по состоянию на последнюю отчетную дату);

· осуществление прогнозирования финансовой деятельности банка-контрагента на последующий период.


ОАиОР должен ежемесячно выполнять анализировать финансовое состояние банков-контрагентов, в том числе проводить расчеты по определению кредитоспособности банков-контрагентов, определять категории надежности и выполнять банковскую классификацию по степени риска, рассчитывать лимиты по каждому банку-контрагенту.

Таким образом, в рамках трехуровневой системы формируются следующие расчетные аналитические данные:

· Анализ обязательных экономических нормативов деятельности банков-контрагентов (резидентов Украины), основных финансовых показателей и расчет нормативного лимита”;

· Оперативный анализ ликвидности банков-контрагентов (резидентов Украины), расчет балансовых лимитов”;

· Мониторинг и прогноз устойчивости банков-контрагентов, расчет сумм оценочного лимита, с учетом формирования основных финансовых показателей деятельности банков-контрагентов, динамики агрегированных балансов и структуры рисков ликвидности;

· Коэффициентный экспресс-анализ финансового состояния банков-контрагентов (резидентов Украины);

· Бальный анализ финансового состояния банков-контрагентов (резидентов Украины) на основе метода анализа иерархий;

· “Сводная таблица расчета лимитов на банки-контрагенты, определение базового лимита, тенденций развития и рейтинга надежности”.


Рассмотрим теперь подробнее значения и определения вышеуказанных расчетных аналитических данных.

Анализ обязательных экономических нормативов деятельности банков-контрагентов (резидентов Украины), основных финансовых показателей и расчет нормативного лимита предназначен для оценки соблюдения банком-контрагентом основных экономических нормативов банковской деятельности, в соответствии с Инструкцией о порядке регулирования банковской деятельности в Украине (с изменениями и дополнениями), утвержденной постановлением Правления НБУ от 28.08.01г. №368, и позволяет сравнивать фактические значения нормативов с установленными, а также оценивать основные финансовые показатели банка-контрагента за финансовый год, количество сделок по межбанковским операциям, оценить эффективность управления активами и пассивами банка-контрагента. На основе вышеперечисленной информации определяется сумма нормативного лимита.

Оперативный анализ ликвидности банков-контрагентов (резидентов Украины), расчет балансовых и базовых лимитов предназначен для расчета балансового лимита на основе данных, полученных в ходе анализа высоколиквидных активов, доходных активов и платных пассивов, а также валюты баланса.

Мониторинг и прогноз устойчивости банков-контрагентов (резидентов Украины), расчет сумм оценочного лимита предназначен для формирования объективной оценки финансового состояния банка-контрагента относительно группы анализируемых банков-контрагентов с учетом анализа агрегированного баланса банка-контрагента (определение удельного веса агрегированных балансовых статей и оценки достаточности активов банка-контрагента на покрытие обязательств различной степени срочности), анализа оборотного баланса, GAP-анализа (с группировкой активов и пассивов банка-контрагента по срокам их размещения-привлечения, что позволяет оценить сбалансированность банковских ресурсов по срокам и определить в соответствии с этой оценкой стратегию развития банка-контрагента для обеспечения желаемого уровня стабильности ресурсов), анализа прибыльности и достаточности капитала для определения значимости банка-контрагента на рынке банковских услуг, оценить влияние макрофинансовой политики на деятельность банковской системы Украины, анализа рентабельности банка-контрагента (для определения эффективности использования привлеченных банковских ресурсов), на основе которых выполняется определение прогноза будущих результатов деятельности банка-контрагента, категории устойчивости банка-контрагента и определения суммы оценочного лимита, скорректированного на прогнозный риск-ликвидности.

 

Прогнозирование деятельности коммерческого банка должно сводиться к построению с помощью математических инструментов прогнозных моделей финансового состояния в анализируемом банке. Использование современных систем автоматизации банковской деятельности совместно с хранилищем финансовой информации для многомерного анализа и последующего установления лимитов позволяет:

  • использовать не только хранилище данных для прогнозирования финансовой деятельности, как самого банка, так и банков-контрагентов, но и современные алгоритмы моделирования аналитических данных по принципу: “что, если...”;
  • осуществлять построение интегрированных информационных пространств для решения задач, требующих обработки и параметризации большого количества данных касающихся системы оценки кредитоспособности (надежности) и ранжирования банков-контрагентов.

Коэффициентный экспресс-анализ финансового состояния банков-контрагентов (резидентов Украины) предназначен для расчета и анализа коэффициентов, отражающих финансовое состояние кредитной организации, на основе которых формируется вывод о надежности анализируемого банка-контрагента.

Бальный анализ финансового состояния банков-контрагентов (резидентов Украины) выполненный с помощью метода анализа иерархий предназначен для формирования сводных бальных данных коэффициентного анализа финансового состояния коммерческого банка и определения рейтинга-надежности (категории).

 

И завершающим этапом является формирование сводной таблицы расчета лимитов на банки-контрагенты (резиденты Украины), рейтинга надежности и банковской классификации по степени рисков для расчета суммы совокупного общего лимита, в том числе по различным срокам и видам валют проведения межбанковского кредитования и операциям типа “ФОРЕКС”, которая и предоставляется на утверждение КРК или КУАП.

 

Заключительный процесс утверждения лимитов происходит на отдельном заседании соответствующего рабочего органа КРК/КУАП банка, посвященном  установлению лимитов на межбанковские операции.

 

Хотелось бы отметить, что соответствующее подразделение банка должно не реже чем один раз в месяц осуществлять оценку финансового состояния банков-контрагентов, с учетом текущего состояния обслуживания банком-контрагентом кредитной задолженности, и рассчитывать соответствующие лимиты банкам-контрагентам по операциям межбанковского кредитования и по операциям типа “ФОРЕКС”, которые должны утверждаться ежемесячно на заседаниях КРК/КУАП банка.

 

Такие заседания рекомендуется проводить отдельно от обсуждения  вопросов, посвященных  другим проблемам  деятельности банка. Сократить время проведения заседания КРК/КУАП можно на основе предварительного согласования  проекта по лимитам экспертов ОАиОР с членами КРК/КУАП в индивидуальном порядке.

 

Само собой разумеется, что деятельность КРК/КУАП должна регламентироваться соответствующим Положением. Практика показывает, что отсутствие предварительных согласований может существенно затруднить оперативное управление банком и существенно затормозить его деятельность, так как в большинстве случаев практически все члены Правления банка и руководители его ключевых подразделений присутствуют на заседании КРК/КУАП. 

 

Также рекомендуется постепенно делегировать соответствующие полномочия  ОАиОР по оценке финансового состояния банков-контрагентов, чтобы сделать процесс принятия решений по лимитам эффективным и во избежание излишней полемики.

 

Утверждение лимитов оформляется протоколом заседания КРК/КУАП. Таблица  с лимитами оформляется в виде Приложения к Протоколу и визируется всеми его участниками (постоянными членами и приглашенными).

 

По инициативе ОАиОР, отдела межбанковских операций (далее – ОМО), казначейства или членов КРК/КУАП могут проводиться внеочередные заседание КРК/КУАП в случае появления информации, характеризующей резкое ухудшение финансового состояния банка-контрагента или вероятности его ухудшения для уменьшения установленных лимитов, или вообще закрытия лимитов для данного банка-контрагента на текущий месяц.


В период кризисного обострения ситуации на банковских или финансовых внутреннем или внешних рынках все действующие лимиты могут быть пересмотрены и при необходимости отменены решением КРК/КУАП на внеочередном заседании. В этом случае лимиты устанавливаются только для банков-контрагентов отнесенных к категории наиболее надежных и устойчивых коммерческих банков (рекомендуется не более 10).

 

В этом случае, ОАиОР, ОМО или казначейство инициируют созыв внеочередного заседания КРК/КУАП, на котором может быть принято решение о временном приостановлении ранее действующих лимитов и введение системы ограниченных лимитов на банки-контрагенты, как резидентов Украины, так и на нерезидентов. В течение следующего дня после принятия решения КРК/КУАП о введении системы ограниченных лимитов ОАиОР выполняет расчет лимитов на банки-контрагенты в период кризисной ситуации и представляет на рассмотрение вновь созванного заседания КРК/КУАП.


При условии предоставления аргументированного обоснования начальник ОАиОР должен иметь право рекомендовать КРК/КУАП ограничить установленные на банк-контрагент суммы лимитов или уменьшить расчетные лимиты, соответствующие рейтингу конкретного банка-контрагента.

Таким образом, в современных условиях роль подразделения ОАиОР и цена ошибок при установлении лимитов для любого банка многократно возрастают, а обоснованное и своевременное закрытие или снижение ранее действующих лимитов по межбанковским операциям с банками-контрагентами начинающими испытывать финансовые проблемы предоставляет возможность банку-кредитору избежать серьезных финансовых потерь.

ЭТАПЫ ВЫПОЛНЕНИЯ РАСЧЕТОВ ЛИМИТОВ МЕЖБАНКОВСКОГО

КРЕДИТОВАНИЯ

лимиты, банки-контрагенты

statia_1


ЭТАПЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОПЕРАЦИИ ПО УСТАНОВЛЕНИЮ ЛИМИТОВ

 

statia_2






Новости по тегам:
PDF Печать E-mail
( 0 Votes )
 

Читайте статьи по теме

ЧИТАЙТЕ "КУРС ДНЯ"

МЕСТО ДЛЯ ВАШЕЙ РЕКЛАМЫ

Голосование

Как преодолеть финансовый кризис?
 

kurs dnja 99