Кошки геральдические и божественные на денежных знаках
Автор: 16.12.2014 10:40
Самые ранние банкнотные изображения кошек встречаются на немецких нотгельдах 20-х гг. ХХ в. Они же и самые интересные, потому что представляют домашних любимцев, так сказать, в действии.
На боне (вышедшей из обращения банкноте и ее заменителе) города Бад-Зальцуфлена (земля Северный Рейн-Вестфалия) в 50 пфеннигов 1921 года – привычная для многих картина умывающейся кошки. В сюжете боны ей отведена роль геральдического щитодержателя. Приподнятой лапкой кошка поддерживает гербовой щит города.
В Древнем Египте кошек обожествляли. В их честь возводили храмы, к ним обращали свои молитвы, просили о помощи. Культ священной кошки Бастет – божества веселья, плодородия и домашнего очага – был широко распространен в стране фараонов вплоть до прихода римлян.
Однако хорошо известно, что отношение людей к кошкам не всегда было добросердечным. История наших братьев меньших – это тернистый путь, полный взлетов и падений.
Не родись средневековой кошкой…
Неблагоприятно для кошек складывалась ситуация в Европе позднего Средневековья (XVI-XVII вв.)… На нотгельде городка Гебезее (земля Тюрингия) в 50 пфеннигов 1921 года художник изобразил жуткую сцену.
Взволнованная толпа народа, возглавляемая священником, окружила виселицу, на которой за хвост подвешена кошка. Несколько в стороне угадывается фрагмент похоронной процессии – двое могильщиков, несущие крохотный гробик. Трагическая история, рассказанная на денежном знаке, якобы произошла на самом деле. Одна кошка так покусала наследника владельца местного замка, что младенец скончался. Зверя-убийцу изловили, судили и казнили…
Подобные расправы над домашними животными (кошками, собаками, свиньями, овцами и т.д.) в эпоху гонений на ведьм были, к сожалению, делом вполне обычным. Трудно представить, сколько несчастных четвероногих были загублены на эшафотах и в кострах инквизиции на основании самых нелепых обвинений и подозрений. Вера в то, что ведьмы и колдуны могли перекидываться (перевоплощаться) в различных животных (в основном в черных кошек, собак и волков) играла немаловажную роль в практике общения инквизиторов со своими беззащитными жертвами.
Мастью не вышли
Отцы церкви с успехом распространяли среди безграмотного населения слухи о сатанинских кознях. Черная кошка в представлении народа являлась слугой сатаны. Где только ни появлялся царь тьмы, она всегда была рядом. Как на картинке с нотгельда города Берга (Эльстер, земля Тюрингия).
Нередко и сам владыка преисподней являлся людям в образе черного кота.
Изображение летящих на празднование Вальпургиевой ночи богомерзких баб украсило нотгельд города Брауншвейга с редким номиналом в 1 марку и 60 пфеннигов. Там, помимо черного козла и свиньи, использовавшихся ведьмами в качестве транспортных средств, на спине одной колдуньи нетрудно рассмотреть и черного кота.
У Христа за пазухой
Особым положением кошки пользовались в монастырях Европы. Часто монахи их так баловали, что понятие «монастырская кошка» у людей раннего Средневековья ассоциировалось с лакомкой. Но именно беззаботная жизнь кошек при монастырях привела к тому, что монахи очень скоро изменили свое отношение к ним. Песни мартовских котов и их любовные похождения постоянно мешали братьям во Христе молиться и медитировать.
Постепенно это привело к тому, что за монастырскими стенами остались только коты. Да и тех служители культа кастрировали от греха подальше. Кстати, принято считать, что первыми кастрацию котов стали практиковать именно монахи.
Кошачий романс как причина военных действий
Кошачьи песнопения нередко приводили к курьезным, а порой и просто забавным ситуациям. Однажды по вине поющего «любовную песнь» кота целую ночь не могли сомкнуть глаз жители небольшого городка на севере Германии. Случилось это в Лютенбурге (земля Шлезвиг-Гольштейн) в 1848 году, в самый разгар датско-прусской войны (1848-1850 гг.). Происшествие вошло в историю под комичным названием Буттермильхкриг (Buttermilchkrieg), что по смыслу можно перевести как «война пахты» (пахта – жидкость, остающаяся после того как из сливок сбивали масло).
В начале 20-х гг. прошлого века ей даже была посвящена целая серия локальных платежных средств. А дело было так…
21 апреля 1848 года одна из жительниц Лютенбурга увидела на горизонте парус какого-то судна. По непонятной причине женщина приняла его за вражеское. То ли она была слишком впечатлительной, то ли напуганной слухами о приближении датской армии, то ли просто давно не видела кораблей. Как бы там ни было, но она поспешила в город, сообщая каждому встречному о неминуемой угрозе. К вечеру весь Лютенбург обсуждал последнюю новость и сильно переживал. А ночью случился казус. Одному хулигану не давал спать орущий на крыше дома кот. Недолго думая, парень взял отцовское ружье и пальнул в нарушителя покоя. Эта сцена прекрасно передана на одном из нотгельдов упомянутой выше серии.
Что случилось с бедным животным, неизвестно. Но вот разбуженные выстрелом горожане до утра гадали, уж не датские ли шпионы устроили на улицах пальбу. Дошло до того, что на следующий день, с целью защитить родной город, собралось целое ополчение. Вооружившись кто чем, люди решительно направились на побережье. Каково же было их недоумение, когда чудовищная ошибка открылась. В причалившей к берегу лодке находился всего один человек (который к тому же говорил на родном языке).
А при нем целая свора поросят. Выяснилось, что он вез хрюшек на продажу, но, не доплыв до места назначения, свернул к Лютенбургу в надежде купить пахты, чтобы накормить своих неугомонных пассажиров…
Лесной кот: человек и ресторан
Еще древние германцы поклонялись дикому лесному коту, считая его священным животным владычицы девяти миров богини Фрейи. А в ее небесную колесницу были запряжены девять серых кошек. Это, пожалуй, самые ранние упоминания о кошках в эпических сказаниях древнегерманских народов.
С этим животным связана одна из гарцевских легенд (Гарц – обширная горная область в северной части Германии).
Один охотник встретил в лесу лесного кота. Он уже собрался было выстрелить в него из лука, как дикий зверь вдруг заговорил человеческим голосом. Кот попросил не убивать его. Как оказалось, перед охотником на дереве сидел заколдованный виночерпий. Он был проклят людьми за махинации с вином и должен был триста лет бегать по гарцевским лесам в облике мохнатого и полосатого зверя. «Мне осталось всего несколько лет, и я не хотел бы умереть в зверином образе», – взмолился бывший виночерпий. Мало того, кот еще и пообещал охотнику показать, где зарыт большой клад золота, если тот отпустит его. Так и вышло. Человек оставил зверя в покое, нашел и вырыл клад, а на вырученные деньги построил в лесу таверну. Кстати, гостиный двор «Лесной кот» и по сей день стоит там, где, по легенде, его отстроил везучий охотник. И по-прежнему радует своих гостей превосходной кухней – в основном блюдами из лесной дичи.
< Предыдущая | Следующая > |
---|