Государство - не банкир
Пенсионерка из Ивано-Франковска Ольга Котова после семи лет работы в Неаполе держала заработанное на чужбине на депозитах. Стараясь уменьшить риски, она разложила свои деньги небольшими суммами в несколько банков, в числе которых оказались "Родовид" и "Надра". Первые полгода кризиса она вспоминает неохотно: "Представьте, что у вас были деньги - как для меня, немаленькие, а потом их не стало, и даже спросить не с кого".
Дорогое спокойствие
Рекапитализация банков в 2009-м была правильным решением, полагают эксперты финансовой сферы, обсуждавшие этот вопрос за организованным Лигой финансового развития круглым столом.
Вхождение государства в капитал трех банков было оправдано - это остановило панику среди населения и предотвратило дальнейший отток вкладов, считает старший финансовый специалист представительства Всемирного банка в Украине, Беларуси и Молдове Анжела Пригожина. Тем более что процесс рекапитализации начали уже после того, как два других шага - мораторий на досрочное снятие средств с депозитов и масштабное долгосрочное рефинансирование банков (которое эксперт назвала "скрытой рекапитализацией") - оказались неэффективными. "Ликвидация и банкротство банков, даже с выплатой депозитов через Фонд гарантирования вкладов, не дало бы позитивного эффекта и не прекратило бы отток денег из банковской системы", - уверен экс-министр финансов, при котором и решался вопрос проблемных банков, Игорь Уманский.
Но уже при реализации этой идеи все участники оказались заложниками процесса: по словам г-на Уманского, у НБУ, Минфина, самих банков было свое видение, и найти общий язык им не удавалось практически никогда. Кроме того, как отмечают финансисты, у рекапитализированных банков не было и нет четкого бизнес-плана, стратегии восстановления платежеспособности и достижения позитивных результатов. "Государство никогда не было эффективным собственником и менеджером", - эта фраза, многократно произнесенная на круглом столе, определяет и нынешнее состояние упомянутых банков. В них уже вложено 17 млрд. грн бюджетных денег - это и стало ценой, которую украинские налогоплательщики заплатили за стабилизацию в банковском секторе. И, по различным оценкам, этим трем банкам нужно еще приблизительно столько же, чтобы полностью восстановить их платежеспособность.
Вариантов немного
Судя по тому, что круглый стол, сославшись на занятость, не смогли посетить представители НБУ и правительства, у них нет программы дальнейших действий. Через несколько дней это фактически подтвердил и руководитель группы советников вице-премьер министра Украины по экономическим вопросам Тимур Багиров (ранее возглавлявший департамент Минфина по вопросам участия государства в капитализации банков): "Решение будет в плоскости более профессиональной работы с проблемными активами этих банков и, возможно, их реструктуризации. В настоящий момент я не могу сказать, какое точное решение будет принято, идут дискуссии, но я думаю, что до конца года будет внесена ясность в этот вопрос", - сказал он. И добавил, что приватизировать данные банки до конца 2010-го нереально, вернуть средства, которые государство в них вложило, учитывая их состояние, пока тоже не представляется возможным. В дальнейшем же допустим вариант их реструктуризации со следующим переходом к приватизации.
На фоне общей убыточности банковской системы Украины (за девять месяцев текущего года банки задекларировали 9,999 млрд. грн убытков) неважно выглядит "Родовид" - на нем 4,2 млрд. грн. Тут роль сыграли пассивы ликвидируемого Укрпромбанка, которые перебросили на баланс "Родовида". В то же время сегодня для вкладчиков последнего действуют ограничения по снятию наличных (в банкоматах - 100 грн в день и до 1 000 грн при расчетах карточкой в торговых сетях). Также в банке до 15 декабря работает временная администрация, и клиенты ожидают, что ситуация к этой дате должна хоть как-то проясниться.
"Сегодня нужно четко определяться, когда и каким способом правительство будет из этих банков выходить. Как бизнес, как активы они государству не нужны", - считает Игорь Уманский. При этом он не уверен, что власти сейчас могут решиться на продажу этих финучреждений, ведь сегодня продать эти банки за те деньги, которые в них были вложены, невозможно. "Ни один чиновник не подпишется под таким решением, потому что прекрасно понимает, что завтра он будет давать показания в прокуратуре", - отметил г-н Уманский.
Против дальнейшей поддержки государством рекапитализированной троицы высказываются и банкиры. "Важно, чтобы правительство и Нацбанк понимали, что время поменялось. И не увеличение капитала должно быть, а реструктуризация или выведение их с рынка как токсичных. Нужно принимать другие решения, но ни в коей мере не делать инвестиции, потому что это инвестиции в никуда. Чем скорее будут приняты необходимые решения, тем меньшими будут потери для бюджета", - считает председатель правления банка "Форум" Ярослав Колесник.
Самым весомым аргументом в этом случае может стать позиция Всемирного банка и Международного валютного фонда: их специалисты практически единогласно высказались против дальнейших вливаний в банки со стороны государства. "Я думаю, что первая цель стабилизации банковской системы была достигнута. Теперь вопрос для правительства, каким самым эффективным путем минимизировать эти издержки для налогоплательщиков. Но единого рецепта нет: приватизировать более крупные банки, закрывать какие-то из них или проводить операцию слияния между ними. Мы обсуждали с правительством возможность привлечения советников, и они предложат лучший путь решения этих проблем", - сказал постоянный представитель МВФ в Украине Макс Альер. По его словам, важно найти решение и минимизировать затраты для налогоплательщиков.
Кстати, миссия МВФ предварительно согласовала документы по поводу второго транша кредита Stand-by. Но как это отразится на банке "Надра", пока непонятно - в НБУ планировали решить вопрос его рекапитализации "в увязке с решением МВФ". Завершился и аудит, проведенный компанией Ernst & Young, - он показал, что банку для выполнения нормативов адекватности капитала необходимо 8,3 млрд. грн. А тут, похоже, Украине поставили конкретное условие. Судя по всему, идея о совместной докапитализации банка "Надра" государством и бизнесменом Дмитрием Фирташем (планировалось, что средства будут внесены поровну - по 5 млрд. грн) опять откладывается. Так что пенсионерке Ольге Котовой остается ждать у моря погоды и надеяться, что до ликвидации банка дело не дойдет.
17 млрд. грн не вернуть
Координатор деятельности Всемирного банка в финансовом и частном секторе Украины, Беларуси и Молдовы Мариус Висмантас:
Наивно надеяться, что удастся вернуть все 17 млрд. грн, которые были вложены в рекапитализированные банки - это цена, заплаченная за решение кризиса. Теперь нужно остановить рост цены спасения проблемных банков для общества. Это проблема не вкладчиков - они получат свои деньги. Это проблема налогоплательщиков, которые будут терять деньги через вливания нового капитала в проблемные банки ("Киев", "Родовид", Укргазбанк и "Надра") из бюджета.
Сегодня мы не видим ни одного основания для вхождения правительства в любой другой банк. Это относится и к "Надрам", и к любым другим банкам, включая рекапитализированные. Мы полагаем, главное на сегодня для правительства - установить стратегию выхода из банков.
Самые проблемные кредиты - строительство
Экс-председатель правления Укргазбанка Александр Морозов:
Практически во всех трех банках речь шла об одном и том же роде активов ? строительных площадках под бизнес-центры, жилье, которые в начале 2008-го оценивались как "золотые", а уже к середине того же года вообще ничего не стоили. Нужно было подождать и корректно эти активы заморозить, например, вывести в санационный банк. Но его так и не создали. Не секрет, что все сложные активы банка находятся в ведении его миноритарных акционеров. Из-за того, что последние не договорились с нынешним Минфином по этим стройкам, там ничего не происходит, инвесторы этими площадками не интересуются.
Кроме того, банк не кредитует. К чему это приводит? Хорошие кредиты гасятся, и если банк не выдает новые хорошие кредиты, а в банке есть временная администрация, портфель все время сжимается до плохого. Поэтому если банк не будет работать, то эти 80% проблемных кредитов в ближайшее же время перерастут в 100%.
Перенесли проблему в будущее
Экс-председатель Госфинуслуг Виктор Суслов:
Я негативно отношусь к рекапитализации и считаю ее ошибкой. Были альтернативы - если бы проблемные банки ликвидировали и выплатили депозиты через Фонд гарантирования вкладов, сегодня бы этих проблем не было. Но полтора года назад решения принимались вовсе не по экономическим соображениям. Надо помнить политическую ситуацию - ожидание президентской кампании и естественное желание правительства отодвинуть в будущее решение самых сложных вопросов. Принятые решения были как раз способом переноса решений в будущее. Задача расчистки банковской системы от плохих активов так и не была решена, а ведь ее нужно было санировать, оздоравливать. Сейчас, учитывая ограниченность бюджетных ресурсов, рекапитализированные банки необходимо продавать, причем - через аукционы. Если появится такой инвестор, который возьмет на себя обязательства, мы увидим, что рекапитализированные банки чего-то стоят в этих рыночных условиях. Если он не появится, значит, должна запускаться процедура ликвидации с возмещением вкладов физических лиц в установленном законодательством порядке.
Источник: http://smi.liga.net
< Предыдущая | Следующая > |
---|