Прежде чем мы начнем изучать "подводные камни" бюджетного процесса, хочется отметить, что руководители, как правило, обращают внимание только на случаи невыполнения бюджета. Перевыполнение их почему-то не беспокоит. Да, на каком-то промежутке перевыполнение не приводит к отрицательным результатам. Если же мыслить стратегически, то можно увидеть множество проблем, которые могут создать существенные проблемы для компании, а при худшем варианте развития событий привести ее к банкротству. Ведь под большие объемы производства и продаж требуются большие объемы ресурсов самой компании. Любых - и человеческих, и финансовых. При этом необходимо, чтобы и смежники были готовы к тому, что вы станете больше заказывать, покупать, производить. В зависимости от специфики того или иного бизнеса, возможны и другие моменты, которые четко завязаны на плановость и на которые ваши недоработки при составлении бюджета могут сказаться негативным образом.
В этой связи, я уверен, что одной из главных недоработок этапа подготовки бюджета является неточное планирование. Конечно, многие могут сказать, что на неустойчивом рынке, к каковым относится российский рынок, трудно планировать с точностью "до копеечки". И они правы. Но лишь отчасти. При грамотно поставленном процессе планирования, в который вовлечены все подразделения, владеющие внешней и внутренней информацией, составить бюджет, учитывающий если не все, то большинство значимых для предприятия факторов, вполне возможно.
Прежде чем начать "бюджетироваться", маркетинг-подразделение должно предоставлять исчерпывающую информацию по текущей ситуации во внешней среде, проанализировать позиции компании на карте конкуренции и спрогнозировать возможные изменения на рынке. Отдел продаж должен обосновать свое видение будущих объемов реализации исходя из текущих продаж и заключенных на будущее контрактов. От производственного отдела стоит получить информацию обо всех ограничителях возможностей предприятия. Не стоит забывать про HR-службу. Ведь ни для кого не секрет, что в нашей стране существует глобальная проблема с квалифицированным персоналом, причем это касается и управленцев, и продавцов, и рабочих. Часто амбициозные планы по развитию упираются именно в отсутствие людей, которые должны их реализовывать.
Заметьте, пока мы говорим о подготовительной работе подразделений, которые во многих компаниях вообще исключены из процесса подготовки бюджета, что неверно в корне. Но, согласитесь, если на стадии бюджетирования учесть хотя бы те моменты, которые я перечислил, разрывов между плановыми и фактическими показателями было бы меньше, а сами бюджеты были ли более адекватны состоянию дел внутри предприятия и на рынке в целом.
И только теперь остановлюсь на главных "держателях" бюджетного процесса – финансистах. Все финансовое подразделение, включая казначейство, должно четко представлять, какой объем производства и продаж они смогут обеспечить финансовыми ресурсами. Денежные потоки – это кровь предприятия, и если их недостаточно, то ни о каком выполнении плана говорить не приходится.
В современных условиях финансовые ресурсы – палка о двух концах. С одной стороны, они сильно ограничены, а с другой – очень рисковы. Все мы видели, к чему приводит необдуманная политика в области кредитования. Кризисный период наглядно показал, что чрезмерный аппетит к росту, основанному на заимствованиях, приводит часто к банкротству компаний, стоит только ситуации на рынке качнуться в худшую сторону.
Собрав информацию со всех подразделений компании, мы получаем в итоге ограничения как снизу, так и сверху. Именно на основе такого всестороннего анализа и стоит строить финансовый план компании на будущий период. Резюмирую: первая причина (огромный подводный камень) неэффективного бюджетного процесса – это отсутствие по-настоящему командной работы.
Источник: Finam.info
< Предыдущая | Следующая > |
---|