Формирование бюджета: подводные камни и риски

бюджет, банки, риски
budget_uaТема бюджетирования настолько изучена, что, казалось, рассказывать о ней особо нечего – все понятно. Однако постоянно сталкиваюсь с ситуацией, когда руководители той или иной компании спрашивают, почему фактические показатели расходятся с плановыми на десятки процентов?

Причем расхождения бывают как в одну, так и в другую сторону. Проблема очевидна – на стадии подготовки главного финансового документа компании, скорее всего, что-то не учли, упустили из вида важную деталь или же процесс подготовки бюджета в компании построен неэффективно.



Прежде чем мы начнем изучать "подводные камни" бюджетного процесса, хочется отметить, что руководители, как правило, обращают внимание только на случаи невыполнения бюджета. Перевыполнение их почему-то не беспокоит. Да, на каком-то промежутке перевыполнение не приводит к отрицательным результатам. Если же мыслить стратегически, то можно увидеть множество проблем, которые могут создать существенные проблемы для компании, а при худшем варианте развития событий привести ее к банкротству. Ведь под большие объемы производства и продаж требуются большие объемы ресурсов самой компании. Любых - и человеческих, и финансовых. При этом необходимо, чтобы и смежники были готовы к тому, что вы станете больше заказывать, покупать, производить. В зависимости от специфики того или иного бизнеса, возможны и другие моменты, которые четко завязаны на плановость и на которые ваши недоработки при составлении бюджета могут сказаться негативным образом.

 

В этой связи, я уверен, что одной из главных недоработок этапа подготовки бюджета является неточное планирование. Конечно, многие могут сказать, что на неустойчивом рынке, к каковым относится российский рынок, трудно планировать с точностью "до копеечки". И они правы. Но лишь отчасти. При грамотно поставленном процессе планирования, в который вовлечены все подразделения, владеющие внешней и внутренней информацией, составить бюджет, учитывающий если не все, то большинство значимых для предприятия факторов, вполне возможно.

 

Прежде чем начать "бюджетироваться", маркетинг-подразделение должно предоставлять исчерпывающую информацию по текущей ситуации во внешней среде, проанализировать позиции компании на карте конкуренции и спрогнозировать возможные изменения на рынке. Отдел продаж должен обосновать свое видение будущих объемов реализации исходя из текущих продаж и заключенных на будущее контрактов. От производственного отдела стоит получить информацию обо всех ограничителях возможностей предприятия. Не стоит забывать про HR-службу. Ведь ни для кого не секрет, что в нашей стране существует глобальная проблема с квалифицированным персоналом, причем это касается и управленцев, и продавцов, и рабочих. Часто амбициозные планы по развитию упираются именно в отсутствие людей, которые должны их реализовывать.

 

Заметьте, пока мы говорим о подготовительной работе подразделений, которые во многих компаниях вообще исключены из процесса подготовки бюджета, что неверно в корне. Но, согласитесь, если на стадии бюджетирования учесть хотя бы те моменты, которые я перечислил, разрывов между плановыми и фактическими показателями было бы меньше, а сами бюджеты были ли более адекватны состоянию дел внутри предприятия и на рынке в целом.

 

И только теперь остановлюсь на главных "держателях" бюджетного процесса – финансистах. Все финансовое подразделение, включая казначейство, должно четко представлять, какой объем производства и продаж они смогут обеспечить финансовыми ресурсами. Денежные потоки – это кровь предприятия, и если их недостаточно, то ни о каком выполнении плана говорить не приходится.

 

В современных условиях финансовые ресурсы – палка о двух концах. С одной стороны, они сильно ограничены, а с другой – очень рисковы. Все мы видели, к чему приводит необдуманная политика в области кредитования. Кризисный период наглядно показал, что чрезмерный аппетит к росту, основанному на заимствованиях, приводит часто к банкротству компаний, стоит только ситуации на рынке качнуться в худшую сторону.

 

Собрав информацию со всех подразделений компании, мы получаем в итоге ограничения как снизу, так и сверху. Именно на основе такого всестороннего анализа и стоит строить финансовый план компании на будущий период. Резюмирую: первая причина (огромный подводный камень) неэффективного бюджетного процесса – это отсутствие по-настоящему командной работы.

 

Источник: Finam.info


Новости по тегам:
Печать
( 0 Votes )
 

Читайте статьи по теме

Рассвет.ТВ (видео)




Смотреть другие видео/новости…

ЧИТАЙТЕ "КУРС ДНЯ"

МЕСТО ДЛЯ ВАШЕЙ РЕКЛАМЫ

Голосование

Как преодолеть финансовый кризис?